gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Пример гуманного сокращения количества бездомных кошек * Юрист о домашних животных

Пример гуманного сокращения количества бездомных кошек

Для рассмотрения предлагаем условный жилой квартал, состоящий из 10 жилых домов, приблизительная численность населения 4,8 т.жителей.

Бездомные кошки в основном обитают в подвалах. Подвалы сложной формы, извилистые, очень много недоступных для попадания человека мест. Некоторое количество кошек живут в подсобках рабочих. Их немного, но велико их влияние на увеличение общей численности кошек, т.к котята от таких кошек имеют высокий уровень выживаемости и эти котята пополняли ряды бездомных подвальных.

Рассматриваемый период приблизительно с 2008 года. На 2008 год ситуация с бездомным кошками тяжелая. Ориентировочно на 10 домов  численность взрослых особей и подростков от 4 месяцев превышала периодами 200-250 животных. Животные были инфицированы и поражены внутренними и внешними паразитами. Периодически возникали эпидемии палейкопении, кальцивироза, зафиксированы случаи массового заболевания демодекозом. Во время эпидемий численность бездомных кошек сокращалась резко, иногда до нескольких особей. Но выжившие самки, обладающие сильным иммунитетом, передавали этот иммунитет котятам, выживаемость резко возрастала, и количество кошек быстро достигала первоначального уровня. Не было организации и при подкормке этих животных. Корм опекунами кошек и сочувствующими гражданами выставлялся где попало, часто под окнами жилых домов, вблизи проезжей части. Уборка проводилась только силами дворников. Несъеденный корм привлекал ворон и крыс, что еще более ухудшало санитарное состояние территории. Уборка в подвалах не производилась, жители нижних этажей жаловались на нашествие крыс и блох. Очень много было больных животных, с вытекшими или гноящимися глазами, истощенных, с кожными заболеваниями. Появление таких животных, особенно в детских песочницах, вызывало обоснованное неудовольствие жителей и их опасение за здоровье детей. Были частые заболевания во время эпидемии уличных кошек, домашних животных в квартирах, даже привитых, вероятно, заражение происходило через обувь. Недовольны были также  дворники, вынужденные убирать разбросанный корм.

Смертность кошек была очень высока. Основные причины – заболевания, гибель под колесами автомобилей, уничтожение кошек бродячими собаками. Несколько случаев убийств кошек людьми.

В местах массовых подкормок регулярно подбрасывали домашних кошек и котят. Но, даже если этих животных удавалось забрать в квартиры,  они очень часто через несколько дней заболевали, нескольких часов, проведенных в подвале или рядом, было достаточно для заражения.

Волонтерам Нового зоозащитного движения Северо-Запада не нравилась такая ситуация, но разрешить ее можно было только с помощью опекунов. Однако, опекуны тяжело поддавались на уговоры подходить к вопросу опекунства разумно. Фактически опекуны отказывались временно брать перспективных для передачи в новые семьи животных. Основная причина для этого была уважительная —  они не верили, что животное обязательно найдет хозяина и боялись, что оно навсегда останется у них, а количество домашних животных у опекунов иногда превышало и без этого разумные пределы. Пришлось опекунов убеждать в обратном. Делом. Было забрано домой, вылечено и устроено в новые семьи несколько котят. Как раз в этот период случилась эпидемия, которая снизила количество кошек. Именно тогда и удалось объединить опекунов и договориться о том, что роста количества кошек допустить нельзя.

К тому же начались конфликты с управляющей компанией, которая согласно предписаниям и в рамках антитеррористических мероприятий, закрывало и заколачивало подвалы. Несколько подвалов были сданы в аренду и оттуда кошки изгонялись.

С управляющей компанией удалось договориться о выдаче комплектов ключей от подвалов, где кошкам был разрешено обитать, опекунам. В обмен мы пообещали уменьшить количество бездомных кошек, упорядочить кормление.

Удалось также договориться о разрешении в одной из подсобок проводить стерилизацию кошек.

Активная работа началась.

Применялись в комбинации два метода — безвозвратный отлов и отлов со стерилизацией и возвращением в прежнюю среду обитания.

Взрослые особи по возможности вылавливались и подвергались стерилизации бесшовным методом. Одновременно кошкам давали антигельминтные препараты, и они обрабатывались от блох. Конечно, риск из-за одновременно проведения всех этих процедур был, но другого выхода не было. После суток наблюдения за ними в подсобке, дикие кошки выпускались на прежнее место, ручных по возможности забирали по временным домам, отслеживалось их поведение в квартире, подбирались хозяева. Была организована массовая информация об отдаче кошек в средствах СМИ, интернете, на уличных  стендах и путем расклейки объявлений. Охотно кастрированных кошек брали в загородные дома.

Проводилась работа по разъяснению жителям домов  о необходимости соблюдать чистоту при подкармливании кошек.

Конечно, очень остро вставал финансовый вопрос. Первоначально тратились личные деньги опекунов. Потом денежные средства стали поступать их двух источников – котята и молодые животные отдавались за благотворительный взнос, жители домов, видя успешную работу, тоже стал добровольно помогать деньгами. Также некоторые жители соглашались временно брать в квартиры котят и кошек. Чаще всего они же проводили или оплачивали лечение. Многие из местных жителей стали обращаться с просьбой помочь отловить и привести в порядок понравившееся животное.

Полученные средства тратились на стерилизацию кошек, лечение котят, покупку корма. Кошек старались стерилизовать массово, приглашались ветеринары, которые делали скидку на «оптовые операции». Часто приездом ветеринаров пользовались и местные жители для кастрации своих животных по низким ценам.

Больных животных лечили без дорогостоящих лекарств и процедур. В основном использовали одну схему, включающие в себя недорогие лекарства – антибиотики, витамины, препараты для борьбы с обезвоживанием. Конечно, потери были. Их было бы меньше, если бы была возможность реанимационных мероприятий в условиях стационаров. Но тогда бы мы не смогли помочь остальным погибающим котятам в подвалах. Поэтому мы выбрали между дорогим лечением небольшого количества и экономным лечением большего количества, второе. Но все-таки выживал очень большой процент.

Удалось избежать эпидемий в квартирах временных семей. Пометы котят из разных подвалов не смешивались, квартиры-передержки делились на «чистые» и откарантиненные, и «грязные», куда помещали только больных животных.

В новые семьи кошки передавались привитыми, чистыми и здоровыми. Больных передавали новым владельцам только по их согласованию. Животные старше 6 месяцев кастрировались. Отбор новых владельцев проводился тщательно, мы готовы были принять животное обратно, если оно их в чем-то не устоит. Возвратов очень мало, в основном, по уважительным обстоятельствам.

Что же мы имеем на сегодняшний момент. Количество кошек сократилось до 20-25  взрослых особей на 10 домов плюс несколько стерилизованных или кастрированных животных на условиях самовыгула. Остается несколько нестерилизованных кошек, которых пока не поймать для стерилизции, они приносят таких же диких котят. Из-за сложной системы подвалов обнаружить вовремя помет не всегда удается. Не всегда подросших котят удается приручить. В безопасном подвале живут несколько кошек, выставленных на пристройство. Санитарное состояние территории значительно улучшилось, корм для кошек находится в специальных укромных местах, регулярно меняется. С осени неизвестно ни одного достоверного факта гибели кошек от машин и от собак. Но второе связано и с уменьшением численности бездомных собак. Популяция кошек оздоровилась. У отловленных животных уже около года не было выявлено ни одного случая заболевания панлейкопенией или кальцивирозом. Обнаружены только хламидиоз и аденовирус, а также блохи и глисты. За последний год все отловленные котята выживали.

Говоря языком волонтеров, ни одна кошка на передержке не «зависла». Не пристроенными оказались только те, кого сознательно решили оставить себе в качестве питомцев временные семьи. Всего за неполных четыре года удалось передать новым хозяева более 500 животных.

Кроме этого, удалось снизить количество кошек  и в квартирах опекунов. Некоторые из них немолодые люди, ухаживать за большим количеством кошек для них сложно и материально затратно. Поэтому, когда опекуны убедились в возможности пристройства их любимцев в хорошие любящие руки, охотно согласились расстаться с частью животных.

Нельзя сказать, что ситуация сейчас абсолютно радужная. Тревогу вызывают кошки, которых пока не удалось отловить, через некоторое время они будут выводить дикое потомство. Продолжают подкидывать животных, хотя все чаще люди не подкидывают, а просят забрать ненужного кота-кошку или помочь устроить его в новую семью. Если сейчас по каким-то причинам работа остановится, то ситуация быстро вернется к 2008 году, но данный пример показывает, что силами волонтеров и опекунов возможно наведение относительного порядка и гуманное уменьшение численности бездомных кошек.

Продолжение…

Перейти на главную

 

 

Интересная информация? Поделись с друзьями!

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал