.

Киевская городская программа контроля за содержанием домашних животных и регулирования численности беспризорных животных гуманными методами на 2012 — 2016 годы

Киевская городская программа контроля за содержанием домашних животных и регулирования численности беспризорных животных гуманными методами

на 2012 — 2016 годы

Содержание

1. Паспорт программы.

2. Определение проблемы, на решение которой направлена программа.

3. Цель программы.

4. Обоснование путей и средств решения проблемы, объемов и источников финансирования; сроки и этапы выполнения программы.

5. Направления деятельности, перечень задач и мероприятий программы и результативные показатели.

6. Координация и контроль за ходом выполнения программы.

1. ПАСПОРТ

Киевская городская программа контроля за содержанием домашних животных и регулирования численности беспризорных животных гуманными методами
на 2012 — 2016 годы

1.

1. Инициатор разработки программы

Исполнительный орган Киевсовета(Киевская городская государственнаяадминистрация)

2.

Датаномер и названиераспорядительного документаоргана исполнительной власти разработке программы

Распоряжение исполнительного органа Киевсовета (Киевской городской государственной администрации) от 17.10.11 № 1909 «О подготовке проекта Киевской городской программы контроля за содержанием домашних животных ирегулирования численностибеспризорных животных гуманнымиметодами на 2012 — 2016 годы «

3.

Разработчик программы

Коммунальное предприятие «Центридентификации животных»

4.

Соразработчиком программы

Коммунальные предприятия «Приют для животных», «Киевская городская больница ветеринарной медицины»,общественные организации

5.

 Заказчик (ответственный исполнитель) программы

Главное управление экологии и природных ресурсов исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)

6.

Участники (соисполнители) программы

Главное управление экологии и природных ресурсов;

Коммунальное предприятие «Центр идентификации животных»;

Коммунальное предприятие «Приютдля животных»;

Коммунальное предприятие «Киевская городская больница ветеринарноймедицины»;

общественные организации

7.

Срок реализации программы

2012 – 2016 гг.

7.1.

Этапы выполнения программы

(для долгосрочных программ)

І этап – 2012 г.

ІІ этап – 2013– 2014 гг.

ІІІ этап – 2015 – 2016 гг.

8.

Перечень местных бюджетов,которые принимают участие в выполнении программы

(для комплексных программ)

Средства бюджета Киева

9.

Общий объем финансовых ресурсовнеобходимых для реализации программывсего,в том числе:

264647,282

9.1.

Средств бюджета г. Киева

264647,282

9.2.

Средств других источников

2. Определение проблемына решение которой направлена программа

Одним из важных критериев принадлежности к европейской цивилизации является отношение общества к животным.

На территории города Киева примерно каждая 14-я семья имеет домашнее животное. Для человека естественно содержание домашних любимцеводнако ихнеконтролируемое размножение и безответственное отношение к ним владельцев животныхпо вине которых они оказываются потеряннымиброшенными в местах продажи,приводит к постоянному увеличению количества бездомных животных.

От ситуации с неконтролируемой рождаемостью домашних животных исоответственночисленности бездомных животных в Киеве страдают и жители городаи сами животные.

Из-за отсутствия в достаточном количестве созданных и должным образом обустроенных мест и зон для выгуладрессировочных площадок собственники осуществляютвыгул собак на территориях общего пользованиязеленых и рекреационных зонахчто приводит к увеличению конфликтных ситуаций между владельцами животных и рядовыми гражданами

(нападения на людейукусы, ухудшение санитарного состояния в многоквартирных домах в результате ненадлежащего содержания животных).

Кроме тогок увеличению вышеуказанных конфликтных ситуаций приводиттакжебольшое количество бездомных животных. В связи с большой численностью животных вгороде и не налаженной системой сбора и утилизации отходов жизнедеятельности животныхсуществует угроза зараженности почвы (детских площадок, парковскверов и т.д.) возбудителями антропозоонозов и паразитарных заболеванийа также создание условий для высокого уровня риска заражения населения, прежде всего, детей.

С другой стороны, ненадлежащий уход за домашними животными и большая численность бездомных приводят к тому, что животные гибнут и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях, попадают в места, из которых невозможно выбраться, болеют инфекционными болезнями. Неконтролируемая численность бездомных животных приводит к безразличному, негативному, жестокому отношению к ним, а в итоге и к людям и, таким образом, вызывает повышение конфликтогенности в обществе.

Причинами указанных явлений являются: Несовершенство нормативно-правовой базы в данной сфере. Действующая правовая база достаточно поверхностно регулирует вопросы содержания домашних животныхзащиты животных от жестокого обращениярегулирования численности бездомных животных гуманными методамине учитывает в полной мере прецедентоввозникающих и не имеющих четкого механизма примененияОтсутствие мотивации среди владельцев животных к соблюдению установленных правил содержания животных.

В городе не созданы надлежащие условия для содержания животных — не создана соответствующая инфраструктура.

— Места и зоны для выгуладрессировочные площадкикладбища для животных, не совершенная система регистрации и идентификации животныхконтроля за ихразмножениемсодержанием и дальнейшим перемещением.

— Недостаточный уровень сознаниякультуры и информированности владельцев животных и жителей городаприводит к томучто основная часть владельцев животныхвообще не соблюдает правила содержания животных.

— Недостаточный уровень сознаниякультуры и информированности волонтеровкоторые занимаются бездомными собаками и кошкамиприводит к томучто значительная их часть вообще не соблюдает правила содержания животныхспособствует увеличению количества стай у объектов социальной сферысвоими действиями ухудшает санитарно-эпидемиологическое состояние в городе.

Популяция бездомных животных пополняется за счет: животныхкоторые имели владельцано были утеряныоставленные по инициативе владельца на улицеброшенныев местах несанкционированной продажи и т.д..

Следует отметитьчто подобные явления имеют место вследствие неконтролируемого и безответственного размножения домашних животных; размножения существующихбездомных животных (одна самка в год рождает 8-12 щенков)бездомных животныхкоторые мигрировали из пригородных районов на так называемые «свободныетерритории».

Как показывает мировой опытмассовое уничтожение животных не решает проблемы уменьшения их численностиспособствует созданию неконтролируемой ситуации с численностью бездомных животныхявляется самым неэффективным и экономически затратным методом ее регулирования и провоцирует эскалацию жестокости в обществе. Наиболее эффективным путем регулирования численности бездомных животных является реализация мер предотвращения неконтролируемого размножения животных, имеющих владельцевосуществляемая государственной и / или местными властями с участием общественных организаций. Средствами такого предупреждения является:

— Стерилизация бездомных собак и кошек;

— Льготная стерилизация животныхимеющих собственникадля социально уязвимых слоев населения (с низким уровнем дохода — пенсионерыинвалиды и т.д.),мероприятия по поощрению стерилизации;

— Просветительская работа с населением (социальная рекламапубликациителе-и радиопередачи, лекционная работа в учебных заведениях и т.п.).

25.10.2007 г. решением Киевского городского совета № 1080/3913 была принята Программа регулирования численности беспризорных животных гуманными методами на2008 — 2011гг. и новые Правила содержания собак и кошек в Киеве. Программа предусматривала отлов и массовую стерилизацию бездомных животных с последующим их возвращением на места предыдущего пребывания (ВСП). В свою очередь Правилами было предусмотрено ответственное отношение владельцев к осуществлению контроля надразведением домашних животных. Таким образомсовокупно Программа и Правила были направлены на «перекрытие» обоих источников пополнения количества бездомных животных

 и их естественное размножениеи пополнение за счет неконтролируемого размножения владельческих животных.

Но недооценка указанных факторов, которые способствуют предотвращению неконтролируемого размножения животных, а также ненадлежащий уровень организационного и финансового обеспечения сделало невозможным реализацию мероприятий, предусмотренных вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Таким образом, на сегодня остаются открытыми вопросы:

— недостаточного количества пунктов стерилизации и послеоперационной передержки,

— центров временного содержания животных,

— отсутствие действенного механизма поощрений владельцев животных к регистрации и стерилизации,

— несовершенная система контроля учета и идентификации животных, контроля над обеспечением соблюдения санитарно-эпидемиологических норм при продаже животных,

— контроля за деятельностью волонтеров-опекунов, а также неконтролируемого разведения и безответственного отношения к животным их владельцами.

С другой стороны, остается открытым вопрос общественного контроля деятельности и финансового обеспечения, согласно действующему законодательству, ответственных исполнителей Программы, в частности учреждений и организаций, осуществляющих отлов и содержание бездомных животных в приютах любой формы собственности. Также, не осуществлялись полностью информационно-просветительские мероприятия, отсутствует масштабная социальная реклама о защите животных от жестокого обращения, социальной значимости и пользы домашних животных, соблюдение прав собственности на домашних животных.

Указанные факторы привели к диспропорциям в реализации Программы регулирования численности бездомных животных гуманными методами, вследствие чего существенного улучшения ситуации с бездомными животными и санитарно-эпидемиологического и экологического состояния Киева не произошло.

Ситуация с бездомными животными, на сегодня не достаточно контролируемой, случаются убийства животных и жестокое обращение с ними, что провоцирует эскалацию жестокости в обществе и повышение уровня конфликтогенности. Поскольку указанные вопросы остаются актуальными, а срок действия существующих программ

— регулирование численности бездомных животных гуманными методами и решение проблем по содержанию домашних животных сбегает, возникает необходимость разработки новой комплексной программы, учитывающей актуальное состояние проблемы, все вышеперечисленные факторы и направления на эффективный контроль над содержанием домашних животных и уменьшение численности беспризорных животных в городе гуманными методами, снижения социальной напряженности и уровня конфликтогенности, вызванных ситуацией с бездомными животными, предотвращения распространения жестокости и внедрение в общественное сознание стандартов гуманного отношения к живым существам и уважительного отношения к жизни как ценности.

3. Цель программы

Основной целью реализации Киевской городской программы контроля за содержанием домашних животных и регулирования численности беспризорных животных гуманными методами на 2012 — 2016 годы (далее — Программа) являются:

— осуществление контроля за содержанием и численностью домашних животных, имеющих владельцев в Киеве,

— уменьшение количества бездомных животных в Киеве гуманными методами,

— внедрение принятых решением Киевского городского совета от 25.10.2007 № 1079/3912 положений о функционировании мест и зон для выгула животных в Киеве и о функционировании площадок для дрессировки собак;

— создания комфортных и таких, исключающих жестокость, условий для жизни людей и гуманной среды для существования животных;

— снижение социальной напряженности и уровня конфликтогенности, вызванных ситуацией с бездомными животными,

— предотвращения распространения жестокости; внедрение в общественное сознание стандартов гуманного отношения к живым существам и уважительного отношения к жизни как ценности.

Программа определяет основные принципы гуманного содержания и обращения с животными в городе; правовые, экономические и организационные основы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере содержания и обращения с животными.

Программа направлена на формирование в Киеве полноценного сосуществования людей и животных и обеспечение проведения единой политики в сфере содержания и обращения с животными, что соответствует законодательству Украины.

Действие Программы распространяется на собак и кошек, имеющих владельцев, а также на бездомных собак и кошек, находящихся на территории г. Киева.

4. Обоснование путей и средств решения проблемыобъемов и источников финансирования; сроки и этапы выполнения программы

Правовые аспекты

Программа разработана в соответствии с Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения», а также требований и приказа Министерства финансов Украины от 29.12.2002 № 1098 «О паспортах бюджетных программ», Порядка разработки, утверждения и выполнения городских целевых программ в городе Киеве, утвержденном решением Киевского городского совета № 520/2589 от 29.10.2009 г.

Программа базируется на Конституции Украины, законах Украины «О защите животных от жестокого обращения», «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды», «О ветеринарной медицине», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О местном самоуправлении в Украине»,«О столице Украины — городе-герое Киеве»,«Об объединении граждан»,«Об информации»,«О доступе к публичной информации», стандарты и директивы Международного эпизоотического бюро (OIE) 2009 г., рекомендации Международной коалиции по регулированию численности животных-компаньонов (ICAM Coalition) 2007 г. и других нормативно-правовых актов в сфере содержания и обращения с домашними животными, других нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления, деятельности общественных организаций и защиты объектов животных и противодействия жестокому обращению с животными.

Несмотря на существование ряда нормативно-правовых актов в сфере содержания и обращения с домашними животными, защиты животных от жестокого обращения, существующая действующая правовая база имеет еще значительное количество пробелов, делает невозможным эффективное решение вопроса, связанного с возбужденнымипроблемами. Поэтому, необходимо ее совершенствование путем внесения изменений, дополнений и уточнений в действующие нормативные акты, а также разработки новых, как на общегосударственном, так и местном уровнях. В частности требуют нормативного урегулирования вопроса повышения уровня ответственности за нарушение правил содержания животных, осуществления контроля за продажей животных, сбора, обезвреживания и утилизации погибших животных и отходов жизнедеятельности животных, центров и пунктов временного передержки животных и приютов для животных.

В этой Программе термины употребляются в таком значении:

гуманное отношение к животным — действия, отвечающие требованиям защиты животных от жестокого обращения и предусматривающие доброжелательное отношение к животным, содействие их благу, улучшение качества их жизни и т.п.;

домашние животные — собаки и кошки, которые на протяжении длительного исторического периода традиционно содержатся и разводятся человеком для удовлетворения потребностей в общении;

бездомные животные — собаки и кошки, брошенные, потерянные, бежавших или иным образом остались за пределами своего содержания без ухода человека животные, а также те из них, которые образовали полусвободные группировки, способные размножаться вне контроля человека;

опекаемые животные — подвержены прививкой и стерилизации собаки и кошки, находящиеся под опекой физических лиц, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, общественных и благотворительных организаций в условиях полностью или частично созданных деятельностью человека;

опекун животного — физическое лицо, предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности, общественные и благотворительные организации, которые занимаются животными на волонтерских началах, и несет ответственность за состояние животного;

опека над животным — уход за опекаемой животным для обеспечения ее биологических, видовых и индивидуальных потребностей, обеспечения мер по профилактике заболеваний животных и направленных на недопущение ее бесконтрольного размножения без изменения его ареала обитания;

владелец животного — юридическое или физическое лицо, осуществляющее уход за животным, принадлежащим ему на праве собственности или на иных основаниях, не противоречащих законодательству, и несет ответственность за состояние животного и его действия в соответствии с действующим законодательством;

содержание в домашних условиях — содержания домашних собак и кошек в условиях, исключающих их свободное перемещение за пределами квартиры, двора отдельного дома;

стерилизация — гуманный метод регулирования численности животных путем хирургического лишение животных способности к воспроизводству потомства (репродуктивной способности);

эвтаназия — гуманные методы умерщвления животных, исключающие их предсмертные страдания;

жестокое обращение с животными — побои, издевательства, запугивание, умышленное ранение и увечье животных; раздражение животных, натравливание одних животных на других; оставление животных без присмотра или в беспомощном состоянии, нарушение зоотехнических, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных норм их содержания; совершения над животными экспериментов и процедур, которые вызывают страдания и / или осуществляются с нарушением закона, использование технических средств, которые заставляют животных к пребыванию в противоестественных позициях, которые вызывают чрезмерные страдания, повреждения тела или гибель животного; транспортировки животных способами, которые приводят к страданиям и стрессу животные, использование жестоких способов в воспитании и кормлении животных, другие действия, противоречащие нормам действующего законодательства, которые направлены на защиту животных от жестокого обращения, и вызывают животным боль, увечья, травмы, страдания, стресс, приводящие к преждевременной гибели.

пункты временного содержания животных — специально оборудованные помещения или части помещений, предназначенные для временного содержания домашних животных в случае их улова или временной изоляции;

карантин — меры по предотвращению занесения антропозоонозных заболеваний (бешенство, лептоспироз), предусматривающие временное изолированное содержание животных (на карантинных площадках) и проведение необходимых лабораторно-диагностических исследований животных, которые поступили к местам содержаниякарантинная площадка (пункт временного содержания животных) — специально оборудованные помещения или части помещений, предназначенные для временного содержания животных в случае их улова или временной изоляции;

пункты стерилизации и послеоперационной передержки — специально оборудованные помещения или части помещений, предназначенные для проведения стерилизации домашних и бездомных животных специалистами ветеринарных учреждений, организаций, предприятий, высших учебных заведений и для дальнейшей реабилитационной передержки бездомных животных до момента полного выздоровления (в течение 8 — 10 дней) и передачи под опеку;

особо опасные болезни животных-зоонозов, входящих в список особо опасных болезнейутвержденного Кабинетом Министров Украиныи могут быстро распространяться взначительных масштабах независимо от государственных границкоторые могут иметь значительные социально-экономические последствия или представлять угрозу для здоровья человека или животного и существенно повлиять на международную торговлю животными и продуктами животного происхождения.

Список особо опасных болезней; зоонозы — болезнипередающиеся людям от животных;

регистрация и учет животных — процесс учета и идентификации животных путем сбора и внесения соответствующей информации животные и ее владельца или опекуна к общейэлектронной базы с учетом требований Закона Украины «О защите персональных данных»Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о Государственном реестре баз персональных данных и порядок его ведения »№ 616 от 25.05.2011 г. и др.., выдача владельцам или опекунам животных регистрационных удостоверений и отличительных знаков с целью контроля за численностью животных в Киеве и за соблюдением собственниками и опекунами животных ветеринарных исанитарно-эпидемиологических требований;

идентификация животных — присвоение животному личного идентификационного кода путем электронной идентификации, маркировке и т.д.;

единый реестр опекунов животных — общегородская база данных функционирует в электронном режиме и содержит информацию о всех зарегистрированных в Киеве опекунов животных, которую ведет коммунальное предприятие «Центр идентификации животных»;

общая электронная база данных непродуктивных животных в г. Киеве — автоматизированная система сбора, накопления, обработки и хранения данных, содержащая информацию о всех зарегистрированных в Киеве домашних и опекаемых животных, имеющих владельцев или опекунов, которую ведет коммунальное предприятие «Центр идентификации животных »путем получения и систематизации информации от ветеринарных учреждений г. Киева о регистрации животных и организаций, осуществляющих отлов животных;

объекты социально-культурного назначения — объекты здравоохранения, детские дошкольные учреждения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, лагеря отдыха и оздоровления детей, объекты культуры и любительского спорта, учебные заведения.

Концептуальной основой путей и средств решения проблемы есть:

взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества и учреждений образования и науки; комплексность и сбалансированность мер, их связь с актуальными проблемами города, в частности, улучшением санитарного и эпизоотического состояния;

учет основных общегосударственных нормативно-правовых и директивных документов, касающихся государственной политики в области охраны животных; распространение государственной политики в направлении европейской интеграции по приведению города к уровню европейской столицы в сфере охраны животных на городской уровень и создание соответствующей инфраструктуры;

осуществление инициирования внесения изменений по совершенствованию нормативно-правовой базы (в пределах компетенции местного самоуправления) по вопросам охраны животных на уровне города;

обеспечение на городском уровне, в соответствии с Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения», развития механизмов контроля рождаемости и содержания домашних и опекунских собак и кошек, регулирование численности бездомных животных и повышения эффективности мер по предотвращению жестокого обращения с животными;

широкое внедрение новейших методов и технологий гуманного обращения с беспризорными животными;

пропаганда гуманного отношения к животным среди населения города, формирование культуры обращения с домашними и бездомными животными.

Мероприятия по выполнению задач программы

Осуществление контроля за соблюдением правил содержания домашних животных. Регистрация и идентификация.

С целью обеспечения комфортных условий сосуществования людей и домашних непродуктивных животных в городеуменьшение количества конфликтных ситуацийсвязанных с животнымиуменьшение случаев укусов собаками людей или травмирования других животныхуменьшения количества безнадзорных и беспризорных животных,формирование гуманного отношения к животным необходимо постоянно осуществлять контроль за соблюдением установленных правил содержания животных. С этой целью должны регулярно проводиться рейды-проверки по территории г. Киеваособенно в паркахскверахгде в основном осуществляется выгул животныхи в местах общественного отдыхаа также осуществляться реагирования на обращенияжалобысообщения граждан о фактах нарушений правил содержания животных.

В случае выявления правонарушенийсвязанных с содержанием животныхс целью привлечения к ответственностидолжен быть установлен владелец животного. Наиболее эффективный способ отождествления животного с конкретным владельцем — это использование регистрации и идентификации.

Регистрация и идентификация является важным средством для осуществления единого учета животных, содержащихся юридическими и физическими лицами, в т.ч. для организации поиска потерянных животных и возвращения их владельцам; контроля за численностью бездомных животных, осуществление контроля за соблюдением ветеринарно-санитарных требований, обеспечения эпизоотического благополучия;

решения проблемных вопросов и конфликтных ситуаций, связанных с содержанием домашних собак и кошек.

Регистрация и идентификация животных может быть основанием для применения соответствующей законодательной базы (включая законодательство, согласно которому владелец несет ответственность за выброшенную на улицу животное и нормы об обязательных регулярных прививках от бешенства). Это должно повысить ответственность владельцев, поскольку по животному можно идентифицировать его хозяина.

Регистрация проводится однократно и считается действительной в течение всей жизни животного, кроме случаев утраты или повреждения жетона. Идентификация животных осуществляется визуальным способом (жетон) и электронным (чипирование). Данные о животном и его владельце вносятся в общей электронной базы домашних непродуктивных животных в г. Киеве.

Создание инфраструктуры для содержания домашних непродуктивных и других животных в Киеве.

Для улучшения санитарно-эпидемиологического, эпизоотического и экологического состояния города, уменьшение количества случаев нарушения владельцами собак требований Правил содержания домашних собак и котов в Киеве должна быть создана соответствующая инфраструктура

— площадки для дрессировки, зоны и места для выгула, а также места для захоронения животных. Площадки для дрессировки собак создаются с целью: повышение уровня управляемости и адаптированности в условиях города собак всех пород; проведения тестирования по программе «Собака-компаньон», утвержденной ответственным органом исполнительной власти в г. Киеве, с целью установления степени адаптации животных в условиях города, в т.ч. потенциально опасных собак и собак признанные опасными; проведение воспитательной работы с подростками и молодежью, включая допризывную подготовку; содействие проведению информационно-просветительских мероприятий по содержанию, использования и защиты от жестокого обращения животных в Киеве. Места и зоны для выгула животных создаются с целью: улучшение санитарно-эпидемиологического, эпизоотического и экологического состояния в городе; уменьшению количества конфликтных ситуаций в т.ч. укусов собаками людей и травмирования других животных; повышение уровня улучшения культуры и общественной активности владельцев собак.

Создание в установленном порядке кладбищ для животных способствовать локализации мест захоронений животных, соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических требований в городе, что сделает невозможным распространение массовых эпизоотий среди животных и эпидемий среди населения.

Обеспечение контроля над рождаемостью и содержанием животных, имеющих владельцев, предусматривает:

приведение в соответствие с современными требованиями систему регистрации и идентификации домашних животных, предусмотренную Правилами содержания собак и кошек в г. Киеве;

внедрение системы сбора, обработки и учета статистических данных по электронной идентификации животных, осуществляемой в ветеринарных клиниках города любой формы собственности и других учреждениях, с предоставлением такой информации коммунального предприятия «Центр идентификации животных» (далее — КП «Центр идентификации животных») ;

обеспечение проведения мероприятий по информированию населения о необходимости контроля над рождаемостью животных, имеющих владельцев, и стерилизации животных, не представляют племенной ценности;

проведение регулярных рейдов-проверок по территории г. Киева с целью выявления фактов нарушения правил содержания собак и кошек в г. Киеве;

установление льготной системы оплаты за содержание и регистрации животных для владельцев животных, взятых из приютов (независимо от формы собственности убежища);

освобождение владельцев домашних животных от уплаты жилищно-коммунальных услуг по содержанию животных в каждую стерилизованную животное;

усиление контроля за соблюдением требований к санитарному, ветеринарному и эпидемиологического состояния в местах продажи домашних животных — рынках, зоомагазинах, других пунктах продажи животных (ветеринарный контроль и продажу исключительно при наличии справки о состоянии здоровья и о прививках каждого отдельного животного, которые передаются покупателю при продаже вместе с животным);

к разрабатываемой по заказу города социальной рекламы ввести тематику бездомных животных и необходимости стерилизации домашних животных, не имеющих племенной ценности;

введении на городских коммунальных и, с согласия собственников, частных радио-и телеканалах цикл передач по гуманному обращению с животными и необходимости стерилизации; обеспечения в местных СМИ систематические публикации просветительского характера по указанной выше тематике;

обеспечение налаживания взаимодействия между государственными учебными заведениями города и общественными организациями относительно осуществления образовательной деятельности по зоозащитной тематики.

Обеспечение стерилизации бездомных животных предусматривает: стерилизацию бездомных животных, послеоперационную передержки, идентификацию, осуществляют коммунальные предприятия «Киевская городская больница ветеринарной медицины» и «Приют для животных»;

заключение договоров с ветеринарными клиниками разных форм собственности о проведении бесплатной стерилизации бездомных животных и льготной стерилизации с последующим послеоперационной передержкой для отдельных категорий населения осуществляет коммунальное предприятие «Киевская городская больница ветеринарной медицины».

Осуществлять отлов беспризорных животных в соответствии со следующими требованиями:

Вылов беспризорных животных осуществляется коммунальным предприятием «Приют для животных» (далее — КП «Приют для животных»).

Вылов беспризорных животных осуществляется в соответствии с заявками юридических лиц или опекунов, на территории которых находятся такие животные.

В случае документально подтвержденного вреда, причиненного третьему лицу вследствие агрессивного или непредвиденного действия животного,

— отлов животных может осуществляться по обращениям юридических и физических лиц.

При поступлении заявки на отлов животных КП «Приют для животных» передает полную информацию (название юридического лица, адрес, количество животных, причина заявления и др.).

До общественных организаций г. Киева, уставной целью деятельности которых является защита животных от жестокого обращения, или отдельным опекунам-волонтерам, которые занимаются животными на этой территории, согласно единого реестра опекунов-волонтеров, за три — пять дней до выезда бригады по отлову. Графики вылова регулярно публикуются на сайте КП «Приют для животных».

Планирование отлова беспризорных животных проводится порайонно по принципу спиральных линий. Вылова подлежат все бездомные собаки, за исключением оставленных владельцами на привязи, независимо от породы, принадлежности и назначения, в том числе и имеющие ошейники с номерными знаками и намордники, но находящиеся без владельца на улицах, площадях, рынках, в скверах, садах, на бульварах, пляжах, в общественном транспорте, дворах и других общественных местах.

Не подлежат отлову животные, которые ранее были простерилизованны, визуально идентифицированы и возвращены под ответственность опекуна. Выловленные бездомные животные доставляются КП «Приют для животных» в учреждения ветеринарной медицины и пунктов временного содержания животных для дальнейшего карантина, стерилизации и передачи собственнику (в случае его нахождения) опекуну или новому владельцу или передаются в убежища на содержание для нахождения новых владельцев.

Карантин отловленных животных осуществляется в соответствии с действующим законодательством на карантинных площадках.

КП «Приют для животных» обязано:

зафиксировать дату отлова животного, его вид, породу, цвет, вес и приблизительный возраст животного, визуальную характеристику состояния здоровья животного, а также другие сведения, которые считает необходимым зафиксировать;

при наличии у животного жетона или иного регистрационного знака — зафиксировать регистрационные сведения, нанесенные на них, и сообщить о выловленную животное КП «Центр идентификации животных»;

обеспечить проведение ветеринарного осмотра животного, а при необходимости — карантин, ветеринарную помощь и прививки против бешенства.

До осуществления отлова животных допускаются лица, которые находятся в трудовых отношениях с КП «Приют для животных» и имеют соответствующие навыки и получили согласие на осуществление такой деятельности от Общественного комитета по зоозахисту.

К отлову животных не допускаются лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, к административной ответственности за нарушение Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения», Правил содержания собак и кошек в Киеве или находятся на учете в наркологическом или психиатрическом учреждении.

Отлов животных осуществляется любыми незапрещенными средствами и методами с соблюдением принципов морали и исключая жестокое обращение с животными, а именно:

медикаментозный — введение в организм животного специальных лекарственных средств (снотворные, транквилизаторы), обеспечивающих обездвиживания животных. Для этой цели используют приманки, шприцы специальной конструкции, духовые трубки или ружья;

механический — отлов животных с помощью специальных механических приспособлений (петли, сачки, сети, жесткие ошейники) или руками (только животных, которые признаны потенциально безопасными);

комбинированный — с применением медикаментозного и механического способов лова.

Выловленные животные транспортируются к местам содержания специально оборудованными автомобилями группой или индивидуально, в клетках.

Спецавтомобиль для транспортировки бездомных животных должен быть:

технически исправен;

укомплектован набором переносных клеток для животных. Пол автомобиля должна быть оборудована таким образом, чтобы на нем могли свободно перемещаться для загрузки и разгрузки мобильные, прочные, пронумерованы клетки. Клетки должны быть хорошо закреплены, чтобы они не могли качаться во время движения автомобиля, и отвечать требованиям стандартов и технической документации;

оборудован проточной вентиляцией, обеспечивать защиту животных от погодных условий;

оснащен четко написанной названием и телефонным номером КП «Приют для животных»;

иметь набор ветеринарных средств для оказания экстренной ветеринарной помощи, утвержденный ветврачом;

укомплектован набором соответствующего спецоборудования.

При необходимости животные должны быть обеспечены питьевой водой.

Не допускается эвтаназия в спецавтомобили.

Ежедневно после каждого вылова и транспортировки бездомных животных кузов спецавтомобиля, а также оборудование и переносные клетки моются и дезинфицируются.

Выловленные бездомные животные в течение пяти дней со дня их вылова подлежат карантину соответствии с действующим законодательством, для чего обязательно содержатся на карантинных площадках (пунктах временного содержания животных). Во время карантина животные должны содержаться в специально оборудованных вольерах с полной изоляцией от других животных и обеспечением необходимых биологических, видовых и индивидуальных потребностей.

Во время карантина животное обязательно должно находиться под постоянным наблюдением специалиста ветеринарной медицины.

Во время карантина при необходимости, по заключению ветеринарного врача, возможно проведение лабораторно-диагностических исследований на выявление особо опасных антропозоонозных болезней.

Лабораторно-диагностические исследования проводят специализированные лаборатории, с которыми заключены соглашения КП «Киевская городская больница ветеринарной медицины».

С учетом результатов лабораторных исследований врач ветеринарной медицины делает заключение о состоянии здоровья животного и в случае выявления в ней зоонозных заболеваний подает свои предложения в КП «Приют для животных» и КП «Киевская городская больница ветеринарной медицины» по лечению животных или в Комиссию по эвтаназии животных.

КП «Центр идентификации животных» по данным, предоставленным КП «Приют для животных», публикует информацию о выловленную животное на официальном сайте предприятия и принимает меры для розыска владельца. При этом информация о животном вносится в единую городскую электронную базу данных животных в Киеве.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает введение:

обустройство рационально расположенной системы мест, зон, площадок для выгула животных, а также площадок для дрессировки домашних собак, которыми владельцы животных пользуются бесплатно;

обязательную вакцинацию от особо опасных инфекционных заболеваний (бешенство, лептоспироз) бездомных животных, находящихся под опекой;

осуществления информационных мероприятий в период передержки для решения вопроса дальнейшего устройства животных, информация о которых представляется в СМИ, общественных организаций, уставной целью которых является защита животных от жестокого обращения или природоохранная или правоохранительная деятельность, внесенных в единый реестр опекунов;

возвращение бездомных животных к ареалу их обитания лишь при условии проведения идентификации животных и осуществления прививки от инфекционных и обработки от инвазионных заболеваний, что подтверждается соответствующими ветеринарными документами;

возвращение идентифицированных и стерилизованных животных в предыдущий ареал пребывания под опеку и ответственность опекунов с согласия балансодержателей, ответственных за содержание объектов благоустройства;

стимулирование создания сети приютов и мини-приютов любой формы собственности;

создание в районах пунктов временного содержания животныхпунктов стерилизации и послеоперационной передержки животных;

ограничение доступа бездомных животных в пищевых ресурсовдля чего обеспечить:

регулярный вывоз мусора из домов и мусорных контейнеров на улице;

ограждения мест сбора мусора и мест его сброс

использование защищенных от животных мусорных контейнеров (с тяжелыми крышкамиили расположенных вне досягаемости животных);

проведение информационно-просветительской работы с целью объяснения нецелесообразности кормления бездомных животных на территории объектов социальной сферы и непосредственно прилегающих к ним территорий;

создать изолированные места захоронения домашних животных (кладбища)

Осуществление контроля над опекой бездомных животных.

После временной изоляции (карантина) выловленная бездомных животных в случае, если за это время ее владельца не установлена, подвергается обязательной биостерилизации и идентификации, после чего оно может быть:

передано в приют для содержания и поиска нового владельца, а также при необходимости для оказания ветеринарной помощи или дальнейшего лечения;

возвращены к ареалу предыдущего пребывания (месяца вылова) под опеку и ответственность физических лиц, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, общественных и благотворительных организаций (по согласию балансодержателей ответственных за содержание объектов благоустройства);

при наличии заключения эксперта-кинолога о повышенной агрессивности и социально не адаптированность животных, такое животное может быть передана только в приют или новому владельцу на содержание в закрытых вольерах с охранной целью.

После стерилизации животное должно обеспечиваться послеоперационной передержкой в учреждении ветеринарной медицины, в пункте стерилизации и послеоперационной передержки животных, пункте временного содержания или в приюте на срок, установленный по медицинским показаниям.

Стерилизованные животные, которые возвращаются в предыдущий ареал пребывания под ответственность опекунов, обязательно должны быть визуально идентифицированы.

Обеспечение средствами идентификации осуществляет КП «Центр идентификации животных».

Место выпуска каждого отдельного животного после ее стерилизации до ареала его предварительного содержания под ответственность опекуна определяется в соответствии с протоколом вылова и карточек регистрации животных, находящихся под опекой.

Опекуном животного может быть юридическое или совершеннолетний физическое лицо, должным образом зарегистрирована в КП «Центр идентификации животных» как опекун, получила удостоверение опекуна и внесена в единый реестр опекунов беспризорных животных.

Опекуном не может быть лицо, привлекалась к административной или уголовной ответственности за нарушение требований Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения».

Физические и юридические лица, которые занимаются бездомными животными, заключают четырехсторонний договор с коммунальными предприятиями с определениями этой Программе правами и обязанностями сторон.

Договор является правовым основанием для ежегодной бесплатной вакцинации и льготного ветеринарного обслуживания опекаемой животные учреждением ветеринарной медицины, которая задействована в выполнении данной программы.

Опека бездомных животных осуществляется опекунами при активной поддержке органов местной власти и общественных организаций г. Киева.

В обязанности опекунов бездомных животных входит:

обеспечивать уход за бездомными животными, находящимися под их опекой с учетом их биологических, видовых и индивидуальных потребностей и особенностей;

осуществлять плановые ежегодные прививки опекаемых животных в ветеринарных клиниках, задействованных в выполнении этой программы (в случае отсутствия прививок, опекун животного лишается права на опеку, после чего опекаемые животные подлежат отлову)

при необходимости обеспечивать оказания ветеринарной помощи опекаемым животным;

сообщать коммунальное предприятие «Киевская городская больница ветеринарной медицины» о случаях заболевания опекаемых животных, а также местные учреждения санитарно-эпидемиологической и / или ветеринарной служб о случаях укусов или травмирования этим животным людей;

гуманно обращаться с бездомными животными и сообщать в правоохранительные органы о случаях жестокого обращения с животными, а коммунальное предприятие «Центр идентификации животных» — о случаях гибели или исчезновения опекаемой животного;

проводить работу по приспособления животных к новым собственникам.

Опекун беспризорного животного имеет право:

получать бесплатную ветеринарную помощь прививочная беспризорного животного и ее льготное лечение;

получать бесплатную помощь КП «Приют для животных» в транспортировке опекаемой животных для осуществления ежегодного прививки;

бесплатно получать средства идентификации животных (ошейники) в КП «Центр идентификации животных»:

получать информацию о времени и месте планового отлова животных за три — пять дней до осуществления лова;

доставлять беспризорного животного для оформления над ним опеки в учреждения ветеринарной медицины, пункты временной передержки, пункты стерилизации и послеоперационной передержки;

представлять интересы опекаемой животные в разрешении конфликтов, связанных с ней, в случае их возникновения;

вместе с полномочными представителями КП «Центр идентификации животных» и правоохранительными органами осуществлять просветительскую деятельность в популяризации среди владельцев животных соблюдения Правил содержания собак и кошек в Киеве.

В случае установления владельца и получения от него письменного заявления в КП «Приют для животных» животное возвращается ему (с разрешения ветеринарного учреждения животное возвращается до истечения срока временной изоляции), а документы о факте обнаружения беспризорного животного и установления его владельца могут передаваться в соответствующий орган для решения вопроса о привлечении владельца животного к ответственности по факту жестокого обращения с животными или по факту нарушений Правил содержания собак и кошек в Киеве (выброшенных или утерянных животных).

Не возвращаются владельцу животного, изъятые у граждан по решению суда.

Службы или предприятия, осуществляющие отлов и содержание животных, отвечают за вред, причиненный животному, за имущественный и моральный вред, причиненный владельцу животного, в том числе за вред, причиненный необоснованным задержанием возвращения животных, в порядке определенном законодательством Украины.

Владелец выловленного животного обязан оплатить организации, осуществившей вылов и временную изоляцию животного, стоимость затрат на вылов, ветеринарное обслуживание и содержание животного. Предыдущая оплата собственником указанных расходов не может быть условием возвращения ему животного.

Решение об эвтаназии беспризорного животного принимается специальными рабочими комиссиями, порядок образования и деятельность которых определяется Положением о специальные рабочие комиссии по эвтаназии животных, утвержденным уполномоченным структурным подразделением КГГА и «Методических рекомендаций по проведению эвтаназии животных», утвержденных Приказом Государственного ветеринарного комитета № 365 от 07.09. 2010 г. Решение об эвтаназии животного принимается в случае наличия у животного травмы или болезни, не совместимых с жизнью, при наличии официального заключения, предоставленного учреждением ветеринарной медицины и подписанного ветеринарным врачом, который осуществлял осмотр животного, и соответствующим руководителем ветеринарной учреждения. В случае необходимости прекращения страданий животных, если они не могут быть прекращены иным способом, решение об эвтаназии животного принимается ветеринарным врачом немедленно. В остальных случаях решение об эвтаназии животного принимается в приютах комиссией, в состав которой входят представители общественных организаций.

Эвтаназию беспризорного животного проводят в учреждениях ветеринарной медицины, в убежищах или пунктах временной передержки животных ветеринарным врачом.

Эвтаназия животных, имеющих владельцев, допускается исключительно при наличии медицинских показаний к ней при условии получения согласия собственника.

Утилизация, кремация или захоронение трупов животных проводится согласно ветеринарно-санитарных требований только в местах, специально отведенных для этого. Недопустимо выбрасывать трупы собак и кошек в контейнеры для мусора или захоранивать их в не отведенных для этого местах.

Все выловленные животные подлежат регистрации и электронной идентификации.

В общей электронной базы данных непродуктивных животных в г. Киеве вносятся следующие сведения о животных:

для бездомных животных: дату и место отлова животного, идентификация, ее вид, пол, породу, цвет и примерный возраст, дату стерилизации и вакцинации, название учреждения, который осуществлял стерилизацию и вакцинацию, фамилия, имя, отчество, домашний адрес (место регистрации), телефон физического или юридического лица (опекуна), номер его регистрационного свидетельства, дату внесения животного к единой городской электронной базы данных животных в г. Киеве. В случае применения эвтаназии вносятся данные о дате и месте эвтаназии;

для домашних животных: вид, породу, кличку, год рождения, идентификация, пол, дату стерилизации и вакцинации, фамилия, имя, отчество, домашний адрес (место регистрации), телефон владельца, дату внесения животного к общей городской электронной базы данных непродуктивных животных в г. Киеве.

Социализация и приспособления бездомных животных предусматривает:

определение одним из основных направлений деятельности КП «Приют для животных» социализацию и приспособления выловленных беспризорных животных и животных, от которых отказались владельцы;

внедрение комплекса мероприятий по поощрению граждан к получению животных из приюта (освобождение от уплаты жилищно-коммунальных услуг по содержанию животных, льготное обслуживание в муниципальных ветеринарных больницах для владельцев, получивших животное из приюта, и т.п.);

во избежание расходов на дальнейшее содержание животного передавать новым владельцам, опекунам и приютам беспородных животных на бесплатной основе;

обеспечить передачу животных, содержащихся коммунальным предприятиям «Приют для животных», приютам, принадлежащих общественным организациям (по соглашению сторон), для дальнейшего содержания и приведения и новым владельцам по упрощенной процедуре, предусматривающей выдачу на месте документов о передаче животного и предоставления информации о это в КП «Центр идентификации животных» для внесения изменений в единую городскую электронную базу животных;

проведение разъяснительной работы с опекунами по определению приоритетом их деятельности социализацию и приспособления бездомных животных.

Информационное обеспечение выполнения мероприятий Программы, учебно-просветительская работа и социальной рекламы предусматривает:

подготовку и проведение тематических лекций, семинаров, круглых столов конференций и совещаний с работающими в этой сфере исполнительными органами Киевского городского совета, соответствующими службами, учреждениями, коммунальными предприятиями, общественными организациями;

проведение международных ежегодных научно-практических конференций по тематике исследований, определенных задачами Программы;

издание и распространение тематических печатных изданий: буклетов, плакатов, памяток для проведения просветительской работы среди опекунов бездомных животных и жителей города;

разработку и внедрение образовательных проектов в детских учебных заведениях по гуманному и ответственному обращению с животными и защиты их от жестокого обращения;

изготовление и размещение социальной рекламы (информационных носителей, стендов, листовок, видео-и аудио-роликов);

участие в информационных кампаниях и культурно-массовых мероприятиях с привлечением средств массовой информации;

пропаганду гуманного обращения с беспризорными животными в средствах массовой информации;

проведение благотворительных аукционов для сбора средств в помощь бездомным животным;

проведение кампаний для продвижения животныхнаходящихся в приютахс целью нахождения им новых владельцев.

В процессе выполнения в Программу могут быть внесены изменения и дополнениякоторые утверждаются Киевским городским советом в установленном порядке.

Программа в целом базируется на использовании таких основополагающих принципов:

системности;

информационной самодостаточности;

устойчивости (сбалансированности развития городского хозяйства и города в целом);

взаимно согласованности всех организационныхправовыхтехническихэкономических и социальных мероприятий;

экономической целесообразности;

реальности плановых показателей.

Срок действия Программы рассчитан на 2012-2016 годов на территории Киевадля чего необходимо выделить из городского бюджета 264647,282 тыс.грн.

5. Перечень задач, мероприятий программы и результативные показатели

Основными задачами Программы являются:

— Уменьшение количества беспризорных животных в г. Киеве на основе гуманного и ответственного отношения к домашним и беспризорных животных путем введения механизмов реализации комплексного контроля над источниками пополнения бездомных животных в г. Киеве;

— Разработка и внедрение нормативно-правовых, экономических, информационно-просветительских средств усиления ответственного отношения к домашним животным, контроля их рождаемости, гуманного обращения с животными;

— Обеспечение массовости и системной стерилизации животных, разработка и осуществление планов районируемых вылова и стерилизации бездомных животных, увеличение количества пунктов стерилизации и послеоперационной передержки, пунктов временного содержания бездомных животных;

— Определение прав и обязанностей физических и юридических лиц, которые занимаются бездомными животными;

— Совершенствование системы учета и идентификации домашних и бездомных животных, а также единой городской электронной базы данных животных в г. Киеве;

— Разработка и внедрение мер стимулирования регистрации домашних животных, ответственности за соблюдение Правил содержания собак и кошек в г. Киеве;

— Осуществление целевого долевого финансирования стерилизации и послеоперационной передержки бездомных животных силами уже существующих приютов, содержащихся общественными организациями, и волонтеров-опекунов животных;

— Осуществление общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций в сфере регулирования численности бездомных животных (вылова, передержки, содержание, приспособления и возвращение бездомных животных к ареала обитания) путем создания Общественного комитета по зоозахисту.

6. Координация и контроль за ходом выполнения программы

Координатором Программы является исполнительный орган Киевского городского совета (Киевская городская государственная администрация).

Исполнителями Программы определены:

Главное управление экологии и природных ресурсов, Главное управление ветеринарной медицины в г. Киеве, Главное управление МВД в г. Киеве, Главное управление чрезвычайных ситуаций, Главное управление контроля за благоустройством г. Киева, Главное управление по вопросам торговли и быта, Главное управление ритуальных услуг, Главное управление коммунального хозяйства, Главное управление внутренней политики и связей с общественностью, Главное управление образования и науки, районные в г. Киеве государственные администрации, Киевская городская санитарно-эпидемиологическая станция, жилищно-эксплуатационные организации, коммунальные предприятия «Центр идентификации животных» , «Приют для животных», «Киевская городская больница ветеринарной медицины», другие предприятия, организации и учреждения, включая общественные организации, учебно-научные и научно-исследовательские учреждения по соглашению.

Организационное сопровождение выполнения Программы осуществляет Главное управление экологии и природных ресурсов, методическое — Главное управление ветеринарной медицины в г. Киеве.

Основными инструментами контроля за выполнением Программы являются:

мониторинг ее выполнения, который проводится 1 раз в полугодие. Результаты мониторинга предоставляются постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам здравоохранения и социальной защиты. По результатам мониторинга качества выполнения Программы осуществляется актуализация ее показателей и мероприятий. Изменения и дополнения к Программе на следующий год должны вноситься не позднее 1 июня текущего года;

обнародования (не реже, чем раз в квартал) поступлений и расходов (по соответствующим статьям) осуществленных на выполнение этой Программы коммунальными предприятиями «Приют для животных», «Центр идентификации животных» и «Киевская ветеринарная больница» на их сайтах (согласно Постановлению Кабинета Министров Украины «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» № 3 от 04.01.2002 г.);

беспрепятственный допуск представителей общественных организаций и представителей СМИ в КП «Приют для животных», других коммунальных приютов, пунктов временного содержания животных и пунктов послеоперационной передержки для ознакомления с их работой.

Для повышения эффективности контроля в сфере обращения с бездомными животными создается Общественный комитет по зоозахисту, куда входят представители общественных организаций, уставной целью которых является защита животных от жестокого обращения или природоохранная и правозащитная деятельность.

Результаты внедрения Программы освещаются в средствах массовой информации.

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал