.

Мнение священнослужителей о посмертной жизни животных

У жителей городов особое отношение к животным. Мы лелеем их,  покупаем в специализированных магазинах полезный корм, если заболеют – начинаем  переживать и несем в ветклинику. И именно городские дети нередко переживают: а  что будет с животными после их смерти? Воскреснут ли они вместе с людьми? На эти  вопросы, а также, какими должны быть отношения между человеком и животным,  отвечают священники. Один – житель мегаполиса, родившийся и выросший в Москве,  никогда не держал домашних животных; детство другого прошло в частном доме, и  его родители держали лошадей, коров, кроликов…
Попадет ли Барсик на небо?
 

 

Без восторгов

Протоиерей Александр  Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем  Скорбященском монастыре (Москва):

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

– Нам не открыто то, что касается посмертной участи животных.  Но мы точно знаем, что бессмертной души у них нет. И кого из них Господь оставит  с нами в новой жизни, а кого не оставит, мы не знаем. В Раю животные были, но  окажутся ли там наши любимцы, — неизвестно.

Давайте посмотрим: если нам кажется, что наш, такой хороший, пригожий  пушистый любимец должен быть в Царствии Небесном, то медведь, который этого  любимца съел – тоже там? А, простите, попавшая в бульон курица?

Допустим, что Господь Всемогущий по любви, снисхождению отправит их в  Царствие Небесное. Но получается некое снижение образа.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что любовь Святого Духа так велика, что  человек просто себя забывает. Нам, живущим в другом духовном измерении, всего  этого не представить. А человек одухотворенный, как преподобный Силуан, всем  сострадает, и о животных может плакать, но его душа горит любовью только к  Богу.

Все эти вопросы, думаю, порождаются нашей цивилизацией. Когда в большинстве  своем люди жили в деревне, где, собственно, идет борьба за выживание: будет  урожай – будет что есть, не будет урожая – жди голода, им было не до подобных  переживаний.

Кошечек–собачек держали исключительно из функциональных соображений: кошка  ловит мышей – пусть живет, собака сторожит дом – она на своем месте. Просто так  кормить их не было возможности. Милые овечки, свинки, курочки, петушки – все это  шло в пищу без какой-либо лирики.

Поэтому отношение к животным было иным, чем сейчас, к ним так не  привязывались.

Даже коровы, которым давались ласковые имена, – были важны именно как  «кормилицы», а не просто фактом своего существования в доме.

Наши переживания по поводу животных – сентиментальный интеллигентский подход,  характерный для времени, в котором мы живем. Но чувствительность и  сентиментальность совсем не говорят о том, что мы стали добрее и милосерднее. И  характерно все это именно для жителей городов.

В деревне по-прежнему остается очевидной причинно-следственная цепочка: еда –  выживание. Деревенский житель знает, что мясо происходит не из супермаркетов в  виде разделанных кусочков.

Святые – совершенные люди – к животным не привязывались. Их любовь была  одухотворенной, она, с одной стороны, вбирала в себя все и всех, с другой – была  устремлена только к Богу. При этом святые молятся за весь мир, а не только за  людей. Потому что он стенает из-за грехов наших.

И животный мир сам тянется к святости – вспомним святого преподобного Сергия,  святого преподобного Серафима, к которым ходили медведи. Лев умер на могиле  преподобного Герасима Иорданского, хотя святой был при жизни строг с животным:  ошибочно посчитав, что лев съел ослика, наложил на него епитимью. У святых не  было сентиментального отношения к животным.

Как быть нам, сентиментальным, – вопрос. Нужно какое-то духовное усилие,  чтобы перестать быть сентиментальными и стать хоть немного духовными. Для этого  и держать в памяти образ святых, которые были иными.

И наших городских детей, для которых увидеть корову – это событие, – растить  именно с таким пониманием. Говорить о домашнем животном: «Ты должен о нем  заботиться, но помни, что любить животного нельзя так же, как человека», —  поощряя при этом заботу и бережное отношение ребенка к своему пушистому или  пернатому любимцу. Но без лишних эмоций и восторгов.

Собачий маникюр и любовь к человеку

Священник Виталий Ульянов, настоятель  храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики  Татарстан:

Священник Виталий Ульянов

Священник Виталий Ульянов

Понятно, что к животным нужно относиться с любовью, оберегать, поскольку «мы  в ответе за тех, кого приручили». Да, и прежде всего перед Богом. Ведь животные  – тоже Его творения, созданы Им.

И животные тянутся к людям, когда чувствуют в них настоящую любовь к Божьему  миру. Вспомним примеры преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима  Саровского, пророка Илии, которому ворон приносил еду.

И в свой ковчег Ною было велено Господом взять собой животных для спасения  разных видов и дальнейшего их размножения. Чтобы животные были рядом с  человеком.

Само собой разумеется, что издеваться над животными, приручить, а потом  выгнать на улицу – недопустимо. Грех, в котором нужно каяться, плакать о  собственном сердечном ожесточении. Это настолько на поверхности, что, думаю, и в  объяснении не нуждается.

Животные нужны человеку – в том числе они дают нам пищу – молоко, яйца,  некоторые животные сами являются пищей. Но чтобы корова давала достаточно  молока, куры – яиц и так далее – нужно хорошо и бережно заботиться о  животном.

Я вырос в небольшом городе, в частном доме. Мы постоянно ездили в деревню, к  бабушке и дедушке, которые держали три–четыре коровы, телят, кур, коз, овец.  Общение с животными было для меня естественной частью жизни, а не экзотикой, как  для многих сегодняшних горожан.

И родители, бабушки-дедушки с раннего детства приучали нас к адекватному  восприятию животных, о которых необходимо заботиться: «Иди, помоги напоить  корову, убери за кроликами, привяжи козу…»

Потом и у нас дома держали и лошадь, и корову, и телят, и козочек, и  кроликов. И мы, даже не задумываясь, не рефлексируя, просто глядя на пример  родителей, понимали, что мы должны заботиться о животных, что это просто  жизненно необходимо. Потому что лошадка, например, и себя кормит, и помогает нам  возить еду для остальной скотины, в том числе для коровы, которая дает нам  молоко. Кошка – ловит мышей, собака – охраняет дом. Все понятно и  естественно.

Не очень естественно, мне кажется, когда животных берут на такие  человекозаменяющие роли. Например, одинокая женщина покупают дорогую кошечку или  собачку и начинает все свои силы, в том числе и духовные, отдавать ей. Не просто  заботиться, а заботиться как о человеке, изощренно, покупая дорогую одежду, и  прочее и прочее. Здесь точно нет никакого смысла.

Понятно, что маленькую собачку за тридцать тысяч рублей покупают не для  охраны, а для развлечения. Чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Вместо того чтобы  пойти молиться в храм, вместо того, чтобы отдавать свои силы людям, которые  нуждаются в этом, она будет заниматься маникюром своей собачки, тратить на нее  чувства, эмоции и деньги.

О том, чтобы человек не воспринимал животное так, должны заботиться родители,  с самого детства расставляя все точки над «i». В городе можно держать домашнее  животное, заботиться о нем, но именно как о животном.

Еще неплохо знакомить городских детей с деревенской жизнью, чтобы те или иные  продукты питания для них не были абстракцией. Чтобы они понимали, что яйца несет  вот такая живая курочка, а они не появляются сами по себе упакованными в  супермаркете, что молоко не сразу появляется в пакетах, а его дает вот такая  настоящая корова. И что вообще сельская жизнь, сельское хозяйство неразрывно  связаны с тяжелым трудом, а потому надо бережно относиться к тому, что ты ешь,  любить и уважать то, что тебе дал Господь.

Видя и зная нормальную жизнь, в которой животные занимают свое место, ни у  меня, ни у моих близких никогда, даже в детстве, не возникало вопроса об их  посмертной участи. Они, мне кажется, возникают именно у городских детей, которые  оторваны от реального течения жизни.

Так что ответа на этот вопрос я не знаю. Нам известно только, что у них нет  бессмертной души. У них есть разум, они много понимают. А как дальше Господь  распорядится, мы не знаем.

Источник

Перейти на Главную

 

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал