gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Наш блог * Страница 10 из 204 * Юрист о домашних животных

Дело о лающей на соседнем участке собаки

Данное судебное разбирательство показывает, с каким вниманием надо относиться к подготовке доказательств и быть готовым к тому, что придется доказывать все факты.

Также нужно учитывать, что  показаниям свидетелей, которые состоят с истцом в родственных отношениях, гостят у него, у суда могут вызывать меньше доверия.

В просительной части искового заявления не следует выдвигать требования. не соответствующие законы. Так, обязать собственника уничтожить (усыпить) собаку не соответствует действующему законодательству, так решение юридической судьбы имущества это прерогатива только собственника. См. В каких случаях могут обязать владельца усыпить, провести эвтаназию собаки или сделать это принудительно. Важно знать каждому владельцу!!!   

Допущение нахождение собаки на общественной территории или земельных участках, не принадлежащих владельцу собаки земельных участках, есть административное правонарушение, за которым следует административное наказание. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке административного производства, а в гражданском процессе.

Поэтому, готовьте заявления суд грамотно, а лучше, обращайтесь к профессионалм. Дешевле выйдет!!!

№ 33-5336/2021

№ 2-351/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      ОПРЕДЕЛЕНИЕ (выдержка)

 

Санкт-Петербург                                                  21 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Миклина на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20.04.21, которым отказано в удовлетворении исковых требований Миклина к Бродовой об обязании устранить нарушения в содержании домашних животных, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Установила:

Миклин обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к Бродову и Бродовой, в котором просил обязать ответчиков не оставлять собаку на время их отсутствия на улице, закрывать её в вольер или в помещение, или усыпить; взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб, понесенные по делу судебные издержки.

Дело о лающей на соседнем участке собаки

В обоснование заявленных требований указано, что на протяжении последних трех лет его соседи Бродовы нарушают правила содержания домашних животных, содержат собаку на своем участке <адрес>, которая в отсутствие ответчиков систематически в течение всего дня нарушает тишину своим лаем, бегает по соседним участкам. Истец неоднократно обращался к ответчикам и просил решить эту проблему, однако, ответчики на его просьбы не реагируют. Истец также неоднократно обращался в полицию с заявлениями, в которых просил принять меры к ответчикам и обязать их надлежащим образом содержать собаку.

Ссылаясь на то обстоятельство, что, несмотря на все обращения, ответчики не предприняли действий по исправлению сложившейся ситуации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением Волховского городского суда от 20.04.21 производство по делу в части исковых требований к Бродову прекращено.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Миклин и представитель истца Спирина поддержали заявленные требования.

Ответчик Бродова и представитель ответчика Ненюкова просили в иске отказать.

Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 20.04.21 в удовлетворении требований Миклина к Бродовой об обязании не оставлять собаку на время отсутствия на улице, закрывать её в вольер, в помещение, или усыпить; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. 00 коп., понесенных по делу судебных издержек отказано.

Миклин не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения Волховского городского суда Ленинградской области от 20.04.21, подал апелляционную жалобу, в которой просит постановленное решение отменить.

Податель жалобы выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств в обоснование заявленных требований, а также с выводом об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчицы и нравственными страданиями, которые испытывает истец из-за лая собаки, принадлежащей Бродовой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Пунктом 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с данным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов ч. 1 ст. 56 названного Кодекса предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что Миклин зарегистрирован и проживает в жилом доме <адрес>. Смежным землепользователем и собственником жилого дома<адрес> является Бродова.

Из материалов дела следует, что Бродова является владельцем собаки породы восточно-европейкая овчарка, кобель по кличке «Северная Застава Эльбар». Собака состоит на ветеринарном учете, проходит необходимую вакцинацию.

 в 94 ОП ОМВД России по Волховскому району ЛО поступило заявление Миклина, в котором он просил провести профилактическую беседу с соседом Бродовым, у которого собака на протяжении трех лет постоянно лает, не дает покоя, Бродов на замечания не реагирует.

.. в 94 ОП ОМВД России по Волховскому району ЛО поступило заявление Миклина, в котором он просил привлечь к ответственности, установленной законодательством РФ Бродову Н. Н., которая …  около 20час. 30 мин., когда он выгуливал собаку, оскорбила его и спустила на него свою собаку. … обращался в 94 ОП, просил, чтобы провели профилактическую беседу с хозяевами данной собаки, которая бегает по чужим участкам и громко лает.

в 94 ОП ОМВД России по Волховскому району ЛО поступило заявление Миклина, в котором просил принять меры к соседу из <адрес>, который содержит собаку, которая выбегает на улицу, бегает по участку, громко лает, мешает его отдыху.

Из объяснения, полученного УУП 94 ОП капитаном полиции у Миклина, усматривается, что Миклин проживает <адрес>. Собака соседей Бродовых,<адрес> целыми днями бегает по участку и лает, когда хозяев нет дома. Несколько раз собака выскакивала на улицу, представляя опасность, так как может покусать проходящих мимо людей. Просил принять меры.

Из рапорта УУП 94 ОП ОМВД России по Волховскому району ЛО капитана полиции А, усматривается, что в ходе работы по материалу КУСП-2147, совершен выезд <адрес>. Собака на данном участке находилась в вольере, пристроенном к дому. В отсутствие хозяев не лаяла. Бродова пояснила, что её собака по соседним участкам не бегает, она выгуливает собаку только на территории своего участка в своем сопровождении. Самостоятельно покинуть территорию участка собака не может, так как участок огорожен сплошным забором с ленточным основанием. Собака обучена, спокойна. ОКД 1 степени (97 баллов из 100). На участке есть вольер, в который собака помещается, когда открыты ворота или на участке есть посторонние, в остальное время собака охраняет территорию участка. Без причин она никогда не лает. От соседей на собаку жалоб не поступало, кроме Миклина, который из-за длительных неприязненных отношений своим поведением провоцирует собаку реагировать на него лаем.

Из копии амбулаторной медицинской карты Миклина, усматривается, что Миклин неоднократно обращался к неврологу с жалобами на тревожность, раздражительность, нарушение сна. Со слов пациента около трех лет назад у соседа появилась собака, которая громко лает с 08 часов утра до прихода хозяев с работы до 18-20 часов.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Миклин полагал, что имеются основания для обязания ответчицы не оставлять собаку на время ее отсутствия на улице, закрывать её в вольер или в помещение, а также взыскания с Бродовой компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. 00 коп., судебных расходов.

В судебном заседании суда первой инстанции свидетели А. и А. пояснили, что являются сыном и невесткой Миклина.  Свидетели постоянно с истцом не проживают, но часто приезжают в гости в выходные дни, иногда приезжают в будни дни. Когда соседей  <адрес> нет дома, их собака бегает по участку постоянно лает. Истец говорил свидетелям о том, что у него нарушен дневной сон из-за постоянного лая собаки, истец обращался с жалобами к участковому и в Мэрию г. Сясьстрой, однако обращения результатов не дали.

Свидетель А. в судебном заседании пояснил, что постоянно проживает <адрес>…, до этого приезжал редко, примерно 1 раз в 4 месяца. Свидетель пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ собака Бродовой лаяла беспрерывно примерно часа 4, потом все стихло и никаких проблем не было. Ни до этого, ни после собака Бродовой не лаяла.

Свидетели А.А. в судебном заседании пояснили, что они знакомы с Миклиным М. Э., который проживает по адресу: <адрес>. Свидетели периодически бывают у истца на участке и дома. Когда свидетели бывали у истца, то собака его соседей из <адрес> Бродовых постоянно лаяла. Были ли в это время дома сами Бродовы, свидетели не знают.

Свидетель А., участковый уполномоченный 94 ОП ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области в судебном заседании пояснил, что Миклин М. Э. неоднократно обращался в 94 ОП с заявлениями чтобы приняли меры в связи с постоянным лаем собаки Бродовой Н. Н. От других соседей жалобы на лай собаки Бродовой Н. Н. не поступали. Когда свидетель приходит для проверки обращений Миклина М. Э., то у свидетеля сложилось впечатление, что возможно сам истец своими какими-то действиями довел собаку ответчика до того, что она на его присутствие реагирует лаем. Кроме как на Миклина М. Э. собака больше ни на кого не лает. На свидетеля собака Бродовой Н. Н. не лаяла и на его присутствие не реагировала.

Свидетели А.А. и А. в судебном заседании пояснили, что собака Бродовой адекватная, воспитанная, на присутствие свидетелей собака лаем не реагирует. Свидетели пояснили, что собака Бродовой  без причины не лает и лает только тогда, если кто-то проходит или проезжает мимо участка Бродовой.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил того обстоятельства, что истцом не представлено доказательств нарушения личных неимущественных прав и нематериальных благ Миклина (право на благоприятное проживание, тишину и покой, право на отдых и сон и т.п.) действиями Бродовой по ненадлежащему содержанию собаки

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что доводы истца являются несостоятельными и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так, доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком необходимых условий содержания своего животного, исключающих причинение вреда другим лицам или опасного воздействия на них, нарушении принадлежащим ответчику домашним животным общественного порядка, выразившимся в совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан, а также причинение истцу морального вреда не представлено.

Судебная коллегия считает также правильным решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в связи с отсутствием доказательств причинения такового действиями ответчиков. Причинно-следственной связи между болезнями истца и нахождением на соседнем земельном участке собаки, не установлено и материалами дела не подтверждено.

При отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, доводам сторон и показаниям свидетелей, письменным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы. Истец не доказал противоправность поведения ответчика и наличие причинно-следственной связи между его действиями и наступлением у истца вреда и нравственных страданий.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Миклину исковых требований.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неправильном толковании закона, сводящиеся по существу к переоценке установленных по делу обстоятельства, для которой судебная коллегия оснований не усматривает, не могут послужить поводом к его отмене.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.

В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миклина Михаила Эдуардовича – без удовлетворения.

В каких случаях могут обязать владельца усыпить, провести эвтаназию собаки или сделать это принудительно. Важно знать каждому владельцу!!!

Иногда люди задают вопросы по поводу принудительной эвтаназии их собаки, например

Моя собака покусала человека. Может ли прийти полиция или какие то другие должностные лица и обязать меня убить мою собаку?

Это очень плохо, когда владелец допустил, что его собака кого то покусала (если это не было связана с охраной территории или защитой хозяина), но давайте разберемся, в каких случаях владельцу придется усыпить, убить свою собаку, если она покусала человека или причинила другой вред (загрызла кур, овец и пр.)

принудительная эвтаназия собак и других домашних животных

 

Итак, на основании ст. 137  Гражданского кодекса РФ на собак, как домашних животных, распространяются общие правила об имуществе, если законом или иными правовыми нормами не установлено иное.

Это значит, что собака может находиться в собственности конкретного юридического или физического лица, группы лиц.

Статья 35 Конституции РФ определяет, что право частной собственности охраняется законом и то, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 235 Гражданского кодекса РФ содержит ограниченный (не подлежащий расширенному толкованию) перечень способов прекращения права собственности. При уничтожении имущества право собственности на это имущество прекращается, но возникает право собственности на то, что осталось после уничтожения животного. Например, при гибели собаки у ее собственника  возникает право собственности на тушу с правом использовать ее по своему усмотрению, но обязанностью утилизировать ее с соблюдением санитарно — ветеринарных норм.

Так вот по отношению к собаке принудительное лишение права собственности возможно только в двух случаях —

1.Принудительный выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ним (касается гуманного обращения с животными).

2.Конфискация собак может быть применена только в двух случаях — собака получена незаконным путем или служила средством при совершении преступления (например, грабеж или разбой с помощью собаки, оказывающей психологического или физического давления).

Как Вы видите, в законе не предусмотрены случаи, когда суд или другой орган может обязать собственника провести эвтаназию своему животному. Также не предусмотрено изъятие животных в связи с их агрессивным поведением.

Но если собственник собаки, покусавшей человека,  не смог или не захотел представить документы, подтверждающих действующую вакцинацию от бешенства, то на основании Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства   собака должна изолированно содержаться в течении 14 календарных дней госветслужбами. При наличии у владельца условий для изолированного содержания, собака после осмотра специалистами, животное может быть выдано на содержание владельцу. Но обратите внимание, что выдача владельцу до истечения 14- ти дневного  календарного срока — это право, а не обязанность госветслужб. И несмотря на то, что после 14 дней собаку, если подозрение на бешенство не подтведилось, собака жива, ее обязаны возвратить собственнику, но на этой передержке может случиться всякое, да и стресс для домашней псины огромный.

Поэтому в интересах каждого разумного владельца собаки во-время прививать ее и иметь доказательства вакцинации в виде ветеринарного паспорта с отметками о вакцинации.

Вывод. Даже если собака нанесла травмы или причинила материальный ущерб третьему лицу, изъять ее у собственника, тем более, обязать собственника провести эвтаназию, усыпить собаку      НЕТ!

Собака должна быть собственностью или находиться в законном владении хозяина. И хозяин должен иметь возможность это доказать. Иначе на сновании Закона № 498 » Об ответственном обращении с животными»  собака может быть отнесена к животному без владельца. И тут уже события могут разворачиваться иначе.

Подробнее о приобретении и оформлении права собственности на домашнее животное здесь.

 

Но помните всегда, что, увы, есть такое явление, как самосуд.  Собака слишком уязвимое наше имущество. Недовольные, иногда разъяренные  соседи могут собаку отравить, поднять на вилы, тюкнуть топором. Тогда уже они становятся правонарушителями и даже преступиками, но собаки не вернуть.    Берегите свои нервы и своих собак. Если Вы, как владелец, виноваты в том, что собака кого- то покусала или нанесла кому-то ущерб, пытайтесь это урегулировать миром. Но а еще лучше, контролировать поведение собаки, чтобы такого не произошло!!!

 

 

 

 

 

Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 25 ноября 2020 г. № 705 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства»

Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства
В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2021 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Министр Д.Н. Патрушев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2020 г.

Регистрационный № 61631

Утверждены
приказом Минсельхоза России
от 25.11.2020 г. № 705

Ветеринарные правила
осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства

I. Область применения

1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства (далее — Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства1.

2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации бешенства, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

II. Общая характеристика бешенства

3. Бешенство — острая инфекционная болезнь теплокровных животных (далее — восприимчивые животные), характеризующаяся поражением центральной нервной системы, агрессивным поведением, слюнотечением и параличами.

В развитии болезни различаются продромальная стадия, стадия возбуждения и стадия параличей.

Продромальная стадия характеризуется повышением чувствительности восприимчивых животных к шуму, свету, прикосновениям, изменением и снижением аппетита, нарушением зрения, повышением температуры тела. Восприимчивые животные перестают пить, прячутся. Продромальная стадия длится от 12 часов до 3 суток.

Стадия возбуждения характеризуется приступами агрессии, расстройствами чувствительности, оглумоподобным состоянием. Наблюдаются судороги, парезы жевательных мышц и мышц глотки, слюнотечение, сужение зрачков, затрудненное дыхание, учащенные позывы к мочеиспусканию, слабость. Стадия возбуждения длится от 3 до 4 суток.

Стадия параличей характеризуется снижением или исчезновением болевой чувствительности, понижением температуры тела, слюнотечением, параличами глотки, языка, мышц челюсти и конечностей. Стадия параличей длится до 4 суток.

Исход болезни летальный.

4. Возбудителем бешенства является вирус рода Lyssavirus семейства Rhabdoviridae порядка Mononegavirales (далее — возбудитель).

Возбудитель устойчив к температурам ниже 0°С, разрушается при температуре 60°С через 10 минут, при температуре 100°С — мгновенно. Инкубационный период болезни составляет от 14 до 60 календарных дней.

5. Источником возбудителя являются больные и находящиеся в инкубационном периоде болезни восприимчивые животные. Резервуаром возбудителя являются восприимчивые животные семейств псовых, кошачьих, куньих.

6. Передача возбудителя осуществляется контактным путем (при покусе больным восприимчивым животным или при попадании его слюны на поврежденную кожу или слизистую оболочку). Факторами передачи возбудителя являются слюна больных восприимчивых животных, трупы павших от бешенства восприимчивых животных, материально-технические средства и объекты внешней среды, контаминированные возбудителем.

III. Профилактические мероприятия

7. В целях предотвращения возникновения и распространения бешенства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее — владельцы восприимчивых животных), обязаны:

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации2 (далее — специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы о случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

обеспечить изоляцию подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также всех восприимчивых животных, находившихся в контакте с подозреваемыми в заболевании бешенством восприимчивыми животными, обеспечить изоляцию трупов восприимчивых животных;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее — хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по бешенству в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. № 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный № 41508).

8. Для профилактики бешенства специалистами в области ветеринарии проводится вакцинация восприимчивых животных против бешенства вакцинами согласно инструкциям по их применению.

9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3735; 2020, № 30, ст. 4756), на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, — на общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) регионального значения, государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее — природоохранные учреждения), — на территории ООПТ федерального значения должны оказывать содействие специалистам госветслужбы в проведении оральной вакцинации диких плотоядных восприимчивых животных.

IV. Мероприятия при подозрении на бешенство

10. Основаниями для подозрения на бешенство являются:

наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для бешенства, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;

контакт восприимчивых животных с больными бешенством и подозреваемыми в заболевании бешенством восприимчивыми животными;

обнаружение трупов восприимчивых животных, являющихся резервуаром возбудителя согласно пункту 5 настоящих Правил, в том числе погибших на дорогах, а также со следами укусов и ослюнения.

11. При наличии оснований для подозрения на бешенство владельцы восприимчивых животных обязаны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на бешенство должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации для исследования на бешенство (далее — лаборатория);

предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных, о случаях укусов восприимчивых животных другими восприимчивыми животными, в том числе дикими, за последние 60 календарных дней.

12. Восприимчивые животные, за исключением диких восприимчивых животных, покусавшие людей и (или) животных, в течение 12 часов после покусов подлежат доставке их владельцем в организацию, подведомственную органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, для клинического осмотра специалистом госветслужбы и изолированного содержания под наблюдением специалистов госветслужбы (далее — изолированное содержание) в течение 14 календарных дней.

При наличии у владельцев восприимчивых животных, покусавших людей и (или) животных, условий для изолированного содержания таких животных, исключающих возможность контакта таких животных с другими восприимчивыми животными и людьми, изолированное содержание таких животных может осуществляться их владельцами. В этом случае восприимчивые животные, покусавшие людей и (или) животных, после клинического осмотра специалистом госветслужбы возвращаются их владельцам, которые обязаны обеспечить изолированное содержание таких животных.

Результаты наблюдения за изолированными восприимчивыми животными в течение 24 часов по окончании наблюдения должны сообщаться специалистом госветслужбы в письменном виде в медицинское учреждение, оказывающее антирабическую помощь людям, которым нанесены укусы этими животными.

На следующий календарный день с даты окончания изолированного содержания восприимчивые животные без клинических признаков, характерных для бешенства, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, подлежат вакцинации против бешенства в случае, если они не были вакцинированы против бешенства или если с момента предыдущей вакцинации прошло 180 календарных дней и более.

В течение 30 календарных дней после вакцинации вакцинированные восприимчивые животные подлежат дальнейшему изолированному содержанию. При соблюдении условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, изолированное содержание может осуществляться владельцами таких животных.

По окончании изолированного содержания при отсутствии клинических признаков, характерных для бешенства, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, восприимчивые животные, за исключением восприимчивых животных, изолированное содержание которых осуществлялось владельцами таких животных, подлежат возврату владельцам.

В случае падежа восприимчивого животного в период изолированного содержания специалист госветслужбы должен провести отбор проб патологического материала и направление указанных проб в лабораторию в соответствии с пунктами 19 и 20 настоящих Правил и провести дезинфекцию места изолированного содержания в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил.

13. До получения результатов диагностических исследований на бешенство владельцы восприимчивых животных обязаны:

прекратить вывод и вывоз восприимчивых животных;

прекратить все перемещения и перегруппировки восприимчивых животных;

запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы;

прекратить убой восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании бешенством, с целью получения продуктов убоя.

14. При возникновении подозрения на бешенство на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на бешенство должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

провести отбор проб патологического материала от восприимчивых животных и направление проб в лабораторию.

В случае невозможности осуществления отбора проб патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.

15. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при обнаружении на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, — при обнаружении на общедоступных охотничьих угодьях и на ООПТ регионального значения, природоохранные учреждения — при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для бешенства, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов восприимчивых животных должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на бешенство должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию.

16. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 1114 и 15 настоящих Правил, должно сообщить о подозрении на бешенство и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на бешенство.

17. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на бешенство в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место обнаружения трупа восприимчивого животного или в хозяйство, в котором содержатся подозреваемые в заболевании бешенством восприимчивые животные (далее — предполагаемый эпизоотический очаг), для:

клинического осмотра восприимчивых животных;

определения вероятных источников, факторов и предположительного времени заноса возбудителя;

установления восприимчивых животных и физических лиц, контактировавших с восприимчивыми животными, подозреваемыми в заболевании бешенством;

определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения бешенства, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией в течение 60 календарных дней до получения информации о подозрении на бешенство;

отбора проб патологического материала от трупов восприимчивых животных и направления указанных проб в лабораторию.

18. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 1114 и 15 настоящих Правил, должно:

проинформировать о подозрении на бешенство главу муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных — о требованиях настоящих Правил;

определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, в том числе не вакцинированных против бешенства или с момента вакцинации которых прошло 180 календарных дней и более, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.

Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 12 часов после получения информации, указанной в пунктах 1114 и 15 настоящих Правил, любым доступным способом должно сообщить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — Территориальное Управление Роспотребнадзора), о случаях покусов (ослюнения) людей восприимчивыми животными, а также любым доступным способом проинформировать пострадавших о необходимости обращения в течение 24 часов в травматологический пункт или иное ближайшее медицинское учреждение для решения вопроса о проведении профилактических прививок против бешенства.

V. Диагностические мероприятия

19. При возникновении подозрения на бешенство специалистами госветслужбы должен проводиться отбор проб патологического материала.

Для исследования на бешенство в лабораторию должна направляться голова восприимчивого животного или труп восприимчивого животного весом до 15 кг включительно целиком.

20. Упаковка проб патологического материала и его транспортирование должны обеспечивать их сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки.

Пробы патологического материала охлаждаются, а на период транспортирования — помещаются в термос со льдом или охладителем.

Доставка проб патологического материала в лабораторию должна осуществляться в течение 12 часов с момента отбора проб.

Утечка (рассеивание) патологического материала во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, емкости с пробами патологического материала должны быть упакованы и опечатаны.

В сопроводительном письме к пробам патологического материала должны быть указаны дата, время отбора проб, вид животного, дата последней вакцинации против бешенства, номер серии использованной вакцины, производитель вакцины, адрес места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на бешенство, адрес и телефоны специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.

Пробы патологического материала должны быть доставлены в лабораторию специалистом госветслужбы.

21. Диагноз на бешенство считается установленным в одном из следующих случаев:

выявлен антиген возбудителя;

обнаружен генетический материал возбудителя;

выделен возбудитель в культуре клеток;

получен положительный результат биологической пробы на белых мышах.

Лабораторные исследования проб патологического материала должны проводиться с использованием одного из методов: метод флуоресцирующих антител (далее — МФА), метод иммуноферментного анализа (далее — ИФА), полимеразная цепная реакция (далее — ПЦР), реакция диффузионной преципитации (далее — РДП), выделение возбудителя в культуре клеток мышиной нейробластомы CCL-131 или невриномы Гассерова узла крысы — НГУК-1, биологическая проба на белых мышах.

В случае неустановления диагноза на бешенство методами МФА, ИФА, РДП, ПЦР лабораторные исследования должны проводиться методом постановки биологической пробы на белых мышах или методом выделения возбудителя в культуре клеток мышиной нейробластомы CCL-131 или невриномы Гассерова узла крысы — НГУК-1.

22. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего патологический материал на исследования, о полученных результатах.

В случае установления диагноза на бешенство руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления проб патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.

23. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на бешенство должен направить в письменной форме информацию о возникновении бешенства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации) (далее — руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Территориальное Управление Роспотребнадзора, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

24. При установлении диагноза на бешенство на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

25. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на бешенство не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, если исследованные пробы патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.

26. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на бешенство владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагался предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов бешенства, а также на предотвращение его распространения

27. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на бешенство в течение 24 часов с момента установления диагноза на бешенство должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и (или) в природоохранные учреждения в случае установления диагноза на бешенство у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам, а также в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на бешенство у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на бешенство в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага бешенства и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на бешенство у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага бешенства и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на бешенство в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил.

28. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

29. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:

место нахождения источника и факторов передачи возбудителя в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее — эпизоотический очаг);

муниципальное образование, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее — неблагополучный пункт).

30. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

31. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.

32. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

лечение больных восприимчивых животных;

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и персонала, привлеченного для ликвидации очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

ввоз (ввод), вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных, вакцинированных против бешенства в течение 179 календарных дней, предшествующих вывозу, в том числе на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

перемещение и перегруппировка восприимчивых животных;

снятие шкур с трупов восприимчивых животных;

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам3, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов4;

б) осуществляется:

наблюдение специалистом госветслужбы не менее 14 календарных дней за восприимчивыми животными, контактировавшими с больным восприимчивым животным;

вакцинация против бешенства всех восприимчивых животных, не вакцинированных против бешенства или с момента вакцинации которых прошло 180 календарных дней и более. В течение 60 календарных дней после вакцинации осуществляется изолированное содержание вакцинированных восприимчивых животных;

изъятие восприимчивых животных, проявивших в период наблюдения клинические признаки, характерные для бешенства, перечисленные в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2502). Убой изъятых восприимчивых животных осуществляется бескровным методом. Трупы восприимчивых животных уничтожаются в соответствии с Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. № 626 (зарегистрирован Минюстом России 29 октября 2020 г., регистрационный № 60657);

дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в течение 1 часа при температуре 60°С, расходе формалина 75  водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида и другими дезинфицирующими средствами с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению при выходе с территории эпизоотического очага;

проведение дератизации;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельца5;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования их численности.

Лица, имеющие на руках, лице и других открытых участках тела царапины, ссадины, ранения или иные повреждения кожи, к уходу за изолированными восприимчивыми животными, уборке трупов восприимчивых животных, очистке и дезинфекции помещений и других объектов, с которыми контактировали изолированные либо павшие восприимчивые животные, не допускаются.

Молоко, полученное от клинически здоровых восприимчивых животных, подлежит термической обработке при температуре от 72°С в течение 15 секунд или при температуре от 132°С — в течение 1 секунды независимо от сроков вакцинации восприимчивых животных против бешенства.

Шерсть, полученная от клинически здоровых восприимчивых животных, подлежит дезинфекции паром при температуре 110°С в течение 30 минут.

33. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат места обнаружения трупов больных восприимчивых животных, помещения по содержанию восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали больные восприимчивые животные.

Дезинфекция помещений по содержанию восприимчивых животных и других объектов, с которыми контактировали больные восприимчивые животные, проводится специалистами госветслужбы в три этапа: первый — сразу после изъятия восприимчивых животных с клиническими признаками бешенства, второй — после проведения механической очистки, третий — перед отменой карантина.

Для дезинфекции должны применяться 3-процентный горячий едкий натр, или 3-процентная хлорная известь, или 3-процентный нейтральный гипохлорит кальция, или 1-процентный глутаровый альдегид, или 5-процентный однохлористый йод, или 2-процентный формалин (параформальдегид), или хлорамин из расчета 0,3 — 0,5  , или другие дезинфицирующие растворы с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению.

34. В неблагополучном пункте:

а) запрещается:

проведение ярмарок, выставок (торгов) и других мероприятий, связанных с перемещением и скоплением восприимчивых животных;

вывоз восприимчивых животных;

отлов диких восприимчивых животных для вывоза в зоопарки;

б) осуществляется:

обход владельцев восприимчивых животных (подворный, поквартирный) специалистом госветслужбы с целью выявления подозреваемых в заболевании бешенством восприимчивых животных;

вакцинация против бешенства восприимчивых животных, не вакцинированных против бешенства или с момента вакцинации которых прошло 180 календарных дней и более;

обеспечение отсутствия на территории неблагополучного пункта животных без владельца путем отлова животных без владельца с последующими изолированным содержанием таких животных в течение 14 календарных дней с момента отлова и вакцинацией против бешенства вакцинами согласно инструкциям по их применению.

VII. Отмена карантина

35. Отмена карантина осуществляется через 60 календарных дней после убоя последнего подозреваемого в заболевании бешенством восприимчивого животного и (или) уничтожения последнего трупа больного восприимчивого животного и проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

36. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, или от должностного лица ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае если эпизоотический очаг был выявлен на объектах, подведомственных указанным органам) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

——————————

1 Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. № 476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный № 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. № 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный № 43179), от 30 января 2017 г. № 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный № 45771), от 15 февраля 2017 г. № 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный № 45915), от 25 сентября 2020 г. № 565 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2020 г., регистрационный № 60518).

2 Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».

3 Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4 Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5 Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424).

Дети заразились стригущим лишаем от купленного по объявлению котенка. Решение суда.

Дело № 2-2164/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (выдержка)

23 декабря 2020 года                                                                                                             город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тетерина к Дюдяеву о возмещении убытков, понесенных в связи с причинением вреда здоровью, установил:

Хирургическая операция или исследование. Ошибка дорого стоила владельцу животного. Решение суда

                                            Дело № 11-36/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (выдержка)

24 февраля 2021 года                                                                   г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3153/2020 по апелляционной жалобе Мигорева на решение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 03.12.20 по иску Мигорева к индивидуальному предпринимателю Выгонюку защите прав потребителей, УСТАНОВИЛ:

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал