gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Наш блог * Страница 11 из 204 * Юрист о домашних животных

Зоофилия, скотоложество — правовая оценка. 18+

Мы осознаем, что эта тема будет воспринята неоднозначно. Скотоложество, зоофилия — вступление в сексуальный контакт с животными, удовлетворение с помощью животных своих сексуальных потребностей или просто признание животных сексуально привлекательными — как и любое сексуальное отклонение, неодобрительно воспринимались обществом.

Мы не будем более останавливаться на нравственно-этическом отношении к такому явлению, как зоофилия, хотя наряду с пагубностью, это явление имеет и положительные стороны. В некоторых ситуациях (например, в длительных походах, военных операциях) секс с животными, например, лошадьми, считался единственной возможностью удовлетворить естественные сексуальные потребности. По непроверенных данным зоофилия разрешена в американской армии.  Сношение с козами, овцами было распространено и в российских деревнях.  Как правило, в деревнях, да и не только,  зоофилией занимались мужчины с умственными расстройствами, что в условиях отсутствия медикаментозных препаратов, снижающих половое влечение, могло предостеречь от более пагубных последствий, от изнасилований женщин, рождения нездорового потомства,  да и просто скрашивала жизнь и так обделенных судьбой людей.

Мы юристы,  здесь дадим правовую оценку зоофилии и скотоложеству.

Зоофилия, скотоложество - правовая характеристика

Франсуа Буше. Леда и лебедь. 1740

закон о половых сношениях с животными

Баккьяка. Леда и ее дети, 16 век

Напомним, что на животных в соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса РФ распространены общие нормы об имуществе. Следовательно, любой собственник или законный владелец животного может пользоваться животным по своему усмотрению с одним ограничением —  не допускается жестокое обращение с животным, противоречащее принципам гуманности.  Федеральный Закон № 498 «об ответственном обращении с животными» по сути выделил животных-компаньонов в отдельный предмет правового регулирования.

Но даже в Законе 498 дается определение жестокого обращения с животными, как действия,  которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями),  Данное определение не соответствует определению жестокого обращения, данного в ст 245 Уголовного кодекса РФ, уголовно наказуемо жестокое обращение с животным с целью причинения ему боли и страданий, а равно из хулиганских и корыстных побуждений.

Как мы видим, ключевой фактор отнесения половых, сексуальных контактов с животными к жестокому обращению с ними  — это причинение им мучений, приведшее к гибели или калечению. Конечно, мы здесь не будем расписывать весь процесс сношений с животными, но часто животные не испытывают дискомфорта, испытывают умеренный дискомфорт, не влияющий на их жизненно важные функции, или испытывают определенное удовольствие, если не от самого процесса, то от положительного подкрепления после него.

Следовательно, действиях, связанные с сексуальным удовлетворением людей с помощью животных, которые привели к гибели, повреждению внутренних органов животных и пр, уголовно наказуемы. В остальных случаях  допустимость сексуального контакта с животным остается на усмотрение собственника и иного законного владельца.

 

 

Дело о семи овчарках на участке в СНТ

Определение

                                     Дело №33-2403/2021 (2-812/2020)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ (выдержка)

«23» марта 2021 года                                                                               г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от    04.12.20 по делу по иску Липатовой к Кочуровой о нарушении прав собственника, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛА:

Липатова обратилась в суд с иском к Кочуровой о нарушении прав собственника, взыскании компенсации морального вреда.  Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка, расположенного <адрес>. Собственником смежного земельного участка <адрес> является ответчик Кочурова.

Содержание собак в СНТ

фото из интернета

На участке ответчика в обычном загоне без крыши и ограждения содержатся 7 собак породы немецкая овчарка. Собаки круглые сутки лают, находятся без намордников и поводков, свободно убегают с участка ответчика, что угрожает безопасности окружающих. Ответчиком систематически нарушаются правила содержания и выгула собак, их лай создает дискомфорт, тогда как, ответчик не предпринимает меры к обеспечению тишины в жилых помещениях. При этом, на границе их участков ответчик установила глухой забор.

Дело о привлечении к ответственности за применение газового баллончика

Более подробно об ответственности за применение газового баллона вне пределов необходимой обороны и крайней необходимости, а также из хулиганских побуждений здесь.

 

Дело № 10-5/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ (выдержка)

с. Павловск 2 апреля 2021 г.

Павловский районный суд Алтайского края, рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке уголовное дело по апелляционной жалобе осужденной Афанасьевой, адвоката потерпевшей Лихошва на приговор и.о. мирового судьи судебного участка №2 Павловского района Алтайского края, которым Афанасьева осуждена за совершение преступления, предусмотренного [su_tooltip style=»red» position=»north» rounded=»yes» content=»УК РФ Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью» behavior=»always»]п. «в» ч.2 ст.115[/su_tooltip] Уголовного кодекса РФ к 2 месяцам ограничения свободы, с установлением следующих ограничений: без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы: не выезжать за пределы территории муниципального образования, являющегося место жительства или пребывания осужденной, а также не менять места жительства или пребывания; на осужденную возложена обязанность один раз в месяц являться для регистрации в государственный специализированный орган, осуществляющий исправление осужденного, в установленные этим органом сроки. Тем же приговором разрешена судьба вещественных доказательств, с осужденной взысканы процессуальные издержки по оплате услуг адвоката в размере 5 000 руб. в доход федерального бюджета и частично удовлетворён гражданский иск потерпевшей П– в её пользу с Афанасьевой взыскано 15000 руб. 00 коп. в качестве компенсации морального вреда;

изложив содержание обжалуемого судебного решения, существо апелляционных жалоб, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции установил:

газовый баллончик против собак

 

 

 

 

 

Приговором и.о. мирового судьи судебного участка №2 Павловского района Алтайского края Афанасьева осуждена за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, выразившегося в умышленном разбрызгивании из аэрозольного баллона «Средство самообороны «ШОК перцовый» в область лица П, чем потерпевшей причинен химический ожог роговицы и конъюнктивального мешка обоих глаз легкой степени, химический ожог слизистой ротоглотки с развитием острого фаринголарингита, которые причинили легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок не более 3-х недель.

В апелляционной жалобе Афанасьева просит отменить обвинительный приговор, оправдав её, уголовное дело прекратить за отсутствием в её действиях состава преступления, считает приговор незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, существенным нарушением уголовно-процессуального закона, неправильным применением уголовного закона, несправедливости приговора.

Доводы жалобы Афанасьева обосновывает следующим. В приговоре суд первой инстанции указал, что  она умышленно брызнула из аэрозольного баллона «Средство самообороны «ШОК перцовый» П в область лица, тем самым причинив ей легкий вред здоровью. При этом полагает, что данное утверждение не соответствует действительности, поскольку она защищала свою жизнь и здоровье, когда разбрызгивала «Средство самообороны «ШОК перцовый» в П .Умышленно причинять какой-либо вред здоровью потерпевшей она не желала. Так как она с детского возраста боится собак, то очень испугалась, когда П со своей собакой бежала «на неё». Кроме того, собака была большая и без намордника. К тому же у них с П происходят конфликты и П ранее высказывала угрозы о том, что натравит на неё собаку, в связи с чем Афанасьева восприняла бегущую на неё с собакой П как реальную угрозу своей жизни и здоровью. Она брызнула в пространство между собой и П из аэрозольного баллона, так как иного способа избежать опасности не видела, убежать от собаки и самой потерпевшей она бы не смогла. Сильно испугавшись и действуя в пределах необходимой обороны, Афанасьева применила аэрозольный баллон на расстоянии двух метров, отмахиваясь и закрываясь таким образом от опасности. Кроме того, сама потерпевшая П и свидетель Филиппова в своих показаниях поясняют, что Афанасьева достала из кармана газовый баллон и залила им П и собаку на расстоянии 2 метров, тем самым подтверждая, что она оборонялась и отмахивалась, применяя газовый баллон. При этом полагает, что при наличии умысла на причинение вреда здоровью, ей следовало бы подойти значительно ближе двух метров, прежде чем брызнуть из баллона. Таким образом, осужденная Афанасьева полагает, что она действовала из необходимой обороны, чего суд первой инстанции в приговоре не учел и не применил положения ст. 37 УК РФ.

Кроме того, Афанасьева в апелляционной жалобе просит обратить внимание на то, что судом первой инстанции не было учтено что экспертиза, проведенная в отношении П вскоре после вышеописанных событий, какого-либо вреда её здоровью не установила. Спустя какое-то время другая экспертиза установила наличие вреда её здоровью. Также Афанасьева в жалобе высказывает предположение о том, что в период между первоначальной экспертизой и последующей П сама могла причинить вред здоровью, в целях привлечения Афанасьевой к уголовной ответственности, вследствие неприязненных отношений, что не исследовано судом. Таким образом, полагает, что к повторной экспертизе, показавшей, что П причинен вред здоровью, суд первой инстанции должен был отнестись критически.

К показаниям потерпевшей П, свидетеля С, следует также отнестись критически, поскольку, они являются лицами прямо заинтересованными в исходе дела, так как у них имеются неприязненные отношения к Афанасьевой и они её оговаривают. Свидетель Филиппова находилась далеко и не могла хорошо разглядеть, что происходило между Афанасьевой и П.

Таким образом осужденная Афанасьева в апелляционной жалобе приходит к выводу о том, что судом первой инстанции проигнорированы требования ст. 14 УПК РФ о толковании в пользу обвиняемого всех сомнений в его виновности, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК РФ, поскольку все доказательства, представленные стороной обвинения, носили предположительный, не подтвержденный материалами уголовного дела характер. Однако суд признал их достоверными и вынес незаконный приговор, в то время, как действия Афанасьевой носили оборонительный характер, предусмотренный статьей 37 УК РФ, и в отношении Афанасьевой  необходимо было вынести оправдательный приговор.

Представитель потерпевшей П – адвокат П.П. в апелляционной жалобе просит приговор в отношении Афанасьевой  отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что наказание назначенное судом, является чрезмерно мягким по следующим основаниям. В соответствии с ч.1.1 ст. 63 УК РФ, судом в качестве обстоятельства отягчающего наказание может быть признано совершение преступления лицом, находящемся в состоянии алкогольного опьянения. Как следует из показаний подсудимой, отражённых в приговоре непосредственно перед совершением инкриминированных действий она употребляла спиртное – коньяк. Это обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля С2. С4. Следует учесть, что преступление носит насильственный характер, при этом в качестве оружия было использовано спецсредство — перцовый аэрозоль. Потерпевшая полагает, что состояние опьянения Афанасьевой в данном случае способствовало совершению ей противоправных действий. Назначенное Афанасьевой наказание не повлечет достижения целей уголовного наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, в частности не достигается восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. В связи с чем, полагает, что справедливым и обоснованным будет назначение Афанасьевой более сурового вида наказания.

Кроме того, представитель потерпевшей полагает, что как на стадии дознания, так и при рассмотрении дела судом, не была дана правовая оценка действиям Афанасьевой в части причинения вреда здоровью и последующей смерти собаки, принадлежащей потерпевшей. Как следует из показаний потерпевшей, после того, как Афанасьева применила против неё и собаки перцовый аэрозоль, у собаки возникли проблемы со здоровьем, она обращалась за ветеринарной помощью, однако впоследствии собака умерла. До описанных событий собака была здоровой.

Ссылаясь на мнение потерпевшей, её представитель в жалобе полагает, что удовлетворение исковых требований в части, в размере 15 000 рублей, также является необоснованным. Судом не были учтены существенные обстоятельства, являющиеся следствием причиненных Афанасьевой травм. У потерпевшей наблюдается снижение остроты зрения, ожог слизистой ротоглотки с развитием острого фаринголарингита в дальнейшем вызвал развитие стойкой аллергической реакции на резкие запахи, в том числе бытовой химии которую потерпевшая использовала как в быту, так и в профессиональной деятельности. До получения травм потерпевшая была неофициально трудоустроена уборщицей в спортивном комплексе «Аврора», после получения вышеуказанных травм исполнять свой профессиональные обязанности она не может. Указанные обстоятельства существенно повлияли на уровень жизни, как самой потерпевшей, так и ее семьи.

Так же представитель потерпевшей расценивает проведенные по делу судебно-медицинские экспертизы как доказательства, которые не отражают полного объема вреда, причиненного здоровью потерпевшей, поскольку были проведены до момента полного выздоровления и не охватили осложнений причинённых травм. Срок фактического лечения, сопряженного с утратой и ограничением трудоспособности потерпевшей составил более 31 дня, что подтверждается листком нетрудоспособности. В настоящее время устранить указанные недостатки можно путем проведения дополнительной экспертизы с исследованием медицинских документов потерпевшей.

В возражениях на апелляционную жалобу осужденной Афанасьевой и представителя потерпевшей государственный обвинитель Неговора  расценивает изложенные в них доводы необоснованными, подлежащими оставлению без удовлетворения, а приговор оставлению без изменения, поскольку он является законным, обоснованным и мотивированным.

В обоснование своей позиции указывает, что в ходе судебного следствия, потерпевшей П заявлено исковое заявление о возмещении морального вреда, причиненного в результате совершенного Афанасьевой  преступления. По мнению потерпевшей моральный вред заключается в том, что потерпевшая претерпела нравственные страдания в результате гибели собаки, затратила средства на лечение собаки, средства на медикаменты, рекомендованные ей врачом в связи с полученным телесным повреждением, а также на приобретение новой собаки. Нравственные страдания потерпевшей оценены в 297 500 руб.

Также гособвинитель полагает, что в соответствии с ч. 10 ст. 299 УПК РФ при постановлении приговора суд принимая решения о частичном удовлетворении исковых требований, верно исходил из норм материального и процессуального права, руководствовался принципами разумности и справедливости. Описательно-мотивировочная часть приговора содержит подробное обоснование, принятого решения. При этом факт гибели собаки юридического значения для дела не имеет.

Также считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях Афанасьевой  признаков необходимой обороны, что подробно изложено в описательно-мотивировочной части приговора.

По мнению государственного обвинителя, нарушений норм уголовного или уголовно-процессуального законов, влекущих отмену либо изменение судебного решения, не имеется.

Проверив материалы уголовного дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему решению.

Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями закона, всесторонне, полно и объективно, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон.

Все приведенные в приговоре доказательства собраны с соблюдением требований УПК РФ, судом непосредственно проверены и исследованы в ходе судебного разбирательства по уголовному делу в соответствии с требованиями ст. 240 УПК РФ, нашли свое подтверждение и обоснованно положены в основу доказательств вины Афанасьевой  в инкриминированном ей деянии.

Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, мировым судьей установлены.

Несмотря на то, что сама осужденная в судебном заседании вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ, признала частично, её вина в совершении данного преступления подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе: показаниями потерпевшей П, подробно изложившей обстоятельства причинения вреда её здоровью действиями осужденной, доставшей из кармана газовый баллон после произошедшей между ними ссоры и залившей содержимым баллона П. и её собаку, находившихся на расстоянии около двух метров от Афанасьевой, при этом содержимое баллона попало в глаза и гортань потерпевшей, в результате чего у неё началась слезоточивость, отекло лицо, появилась одышка; показаниями свидетелей С3., С4., подтвердивших применение подсудимой аэрозольного баллона и разбрызгивание его содержимого в лицо потерпевшей, а также показания свидетелей С1., С5., С2., С6., о связанных с этим событиях; а также письменными доказательствами: заявлением П.1 о привлечении к ответственности Афанасьевой; постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Афанасьевой по ст.6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с наличием преступления, предусмотренного ч.2 ст.115 УК РФ; протоколом осмотра места происшествия — участка местности, в ходе которого изъят перцовый баллон, и фототаблицей к нему; протоколом осмотра изъятого баллона и фототаблицей к нему; постановлением о признании и приобщении в качестве вещественного доказательства вышеуказанного аэрозольного баллона; заключением комиссии экспертов, согласно выводам которого: 1) в аэрозольном баллоне «Средство самообороны «Шок перцовый» находится раствор капсаицина (олеорезин капсикум). Согласно данным специальной литературы капсаицин – это алколоид, содержащийся в плодах стручкового перца Capsicum,является раздражающим веществом смешанного действия: слезоточивого и раздражающего верхние дыхательные пути. Клиническая картина воздействия капсаицином складывается из симптомов поражения глаз, верхних дыхательных путей и кожного покрова; 2) потерпевшей были причинены телесные повреждения: химический ожог роговицы и конъюктивального мешка обоих глаз легкой степени, которые заканчиваются выздоровлением в течение 5-7 дней, химический ожог слизистой ротоглотки с развитием острого фаринголарингита, который заканчивается выздоровлением в течение 7-10 дней, данные повреждения причинили легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок не свыше 3-х недель, образовалась в результате воздействия химического агента, обладающего раздражающим и слезоточивым действием, возможно при разбрызгивании в лицо аэрозоли из баллончика, содержащей капсаицин.

Положенные в основу приговора доказательства были получены в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованы в судебном заседании, с соблюдением требований ст. ст. 87 и 88 УПК РФ проверены судом и оценены в приговоре, сомнений в своей относимости, допустимости и достоверности не вызывают.

Мотивы, по которым мировой судья взял за основу показания потерпевшей П и вышеперечисленных свидетелей, другие представленные стороной обвинения доказательства, отверг показания Афанасьевой о непризнании вины в части умышленного причинения вреда здоровью потерпевшей путём применения аэрозольного баллона «Средство самообороны «Шок перцовый», и её действиях в условиях необходимой обороны, в приговоре приведены и в достаточной степени обоснованы. Требования п. 2 ст. 307 УПК РФ не нарушены.

Каких-либо противоречий в приведенных доказательствах, которые могли бы повлиять на правильность вывода суда о виновности Афанасьевой в инкриминированном ей деянии, не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы осужденной Афанасьевой, оснований не доверять показаниям потерпевшей, свидетелей у мирового судьи не имелось, поскольку их допрос произведен в соответствии с требованиями УПК РФ, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Суд, признавая осужденную виновной в инкриминируемом ей преступлении, обоснованно признал достоверными показания потерпевшей П и свидетелей, взяв их за основу в качестве доказательств виновности осужденной. Считать показания потерпевшей П.1 и свидетелей оговором осужденной или не доверять им по другим причинам у мирового судьи оснований не имелось, поскольку они последовательны на протяжении всего производства по делу, согласуются между собой, дополняют и уточняют друг друга. Выводы суда в указанной части убедительно мотивированы.

Из экспертного заключения, положенного в основу приговора, следует, что экспертиза назначена постановлением УУП ГУУП и ПДН МО МВД России «Павловский». Проведена комиссией экспертов, имеющих специальные познания и многолетний стаж экспертной работы. Экспертам были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, они предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Для производства экспертизы были предоставлены все необходимые данные. Заключение комиссионной экспертизы соответствует требованиям ст. 204 УПК РФ, оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, выполнено лицами, обладающими специальными знаниями и назначенным в порядке, предусмотренном УПК РФ, квалификация эксперта у суда сомнений не вызывала, ответы на поставленные вопросы были даны в полном объеме с учетом полномочий и компетенции экспертов, выводы которого ясны и понятны, достаточных оснований для того, чтобы подвергать сомнению выводы проведенной экспертизы, в суд первой и апелляционной инстанций представлено не было.

Выводы суда о достоверности, относимости и допустимости доказательств, положенных в основу приговора, сомнений не вызывают.

Доводы апелляционной жалобы осужденной Афанасьевой, связанные с анализом представленных суду доказательств, являются несостоятельными, поскольку правильные по существу выводы суда первой инстанции оспариваются ею исключительно путем переоценки в выгодную для осужденной сторону тех же доказательств, которые исследованы судом и положены в основу приговора. При этом не приводится каких-либо существенных обстоятельств, не учтенных или оставленных без внимания мировым судьей.

То обстоятельство, что оценка доказательств, данная мировым судьей, не совпадает с позицией стороны защиты, не свидетельствует о нарушении требований уголовно-процессуального закона и не является основанием для отмены или изменения приговора.

Доводы жалобы осужденной Афанасьевой о том, что она действовала в состоянии необходимой обороны от посягательства П. противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, ввиду чего признаны мировым судьей несостоятельными, с приведением в приговоре мотивов, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.

Как следует из материалов уголовного дела, в частности из показаний потерпевшей, и показаний очевидцев происшествия, признанных достоверными доказательствами, оценка которым дана в приговоре, повреждения П. причинены Афанасьевой после произошедшего между ними конфликта, при этом никакого опасного посягательства в отношении Афанасьевой со стороны потерпевшей, в этот момент не происходило. При этом находившейся при ней собаке П. никаких команд не давала, собака агрессии не проявляла. При таких обстоятельствах основания для необходимой обороны у Афанасьевой отсутствовали.

Вывод суда о том, что мотивом действий осужденной в отношении потерпевшей П. явились личные неприязненные отношения к ней, возникшие в ходе конфликта, является обоснованным.

Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции не имеется.

Сама Афанасьева давая показания на стадии предварительного следствия и в судебном заседании поясняла о наличия конфликта между ней и потерпевшей, произошедшегона улице в районе дома потерпевшей, а также подтверждала применение ею аэрозольного баллона «Средство самообороны «ШОК перцовый» в лицо потерпевшей, а не собаки, нападения которой она, якобы опасалась, а также и то, что перед применением газового баллона П.в адрес подсудимой угрозы не высказывала, не замахивалась чем-либо в ее сторону, в руках, кроме поводка, у П. ничего не было, какие-либо команды собаке П. не отдавала.

На основании установленных судом фактических обстоятельств мировой судья пришел к правильному выводу об умышленном причинении потерпевшей П.1 легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия – аэрозольного баллона «Средство самообороны «ШОК перцовый», именно осужденной Афанасьевой В.Н.

Наличие квалифицирующего признака «применение предмета, используемого в качестве оружия» верно установлено в действиях Афанасьевой и соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 23 постановления №29 от 27.12.02 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», о том, что под предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются любые материальные объекты, которыми могли быть причинены смерть или вред здоровью потерпевшего (перочинный или кухонный нож, топор и т.п.), а также иные предметы, применение которых создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего, например, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные раздражающими веществами.

На основании совокупности исследованных доказательств мировой судья верно квалифицировал действия осужденной по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ.

Доводы апелляционной жалобы представителя потерпевшей – адвоката П.П. о том, что в приговоре не дана правовая оценка действиям Афанасьевой в части причинения вреда здоровью и последующей смерти собаки, принадлежащей потерпевшей, являются несостоятельными, поскольку такие действия не являются элементом состава преступления, обвинение в совершении которого предъявлено Афанасьевой. Объектом инкриминируемого Афанасьевой преступления является здоровье человека и её действия в отношении собаки в рамках производства по настоящему делу оценке не подлежат.

Назначенное Афанасьевой наказание соответствует требованиям ст. 6 и 60 УК РФ, является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям исправления осужденной и предупреждения совершения ею новых преступлений.

Так при назначении наказания мировым судьей учтены следующие смягчающие наказание обстоятельства: частичное признание вины, состояние здоровья подсудимой и её близких родственников, возраст подсудимой, положительные характеристики личности, категорию впервые совершенного преступления.

Иных обстоятельств, уменьшающих степень общественной опасности совершенного деяния и не учтенных мировым судьей, из материалов дела не усматривается.

Вопреки доводам жалобы представителя потерпевшей – адвоката П.П. состояние опьянения, в котором находилась осужденная в момент совершения преступления, мировым судьей не признано отягчающим наказание Афанасьевой обстоятельством, предусмотренным ч. 1.1. ст. 63 УК РФ. Не усматривает таковых и суд апелляционной инстанции.

Согласно приведенным положениям ч. 1.1 ст. 63 УК РФ, судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что подсудимая и потерпевшая находятся в длительных конфликтных отношениях, испытывая неприязнь друг к другу, что и послужило поводом для совершения преступления. Как следует из протокола судебного заседания суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела мировым судьей не установлено, что состояние опьянения подсудимой, вызванное употреблением алкоголя, оказало влияние на её поведение, снизило критику к собственным действиям и внутреннему контролю за своим поведением, что подтвердила сама Афанасьева В.Н., отвечая на вопрос защитника (л.д. 84).

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Афанасьевой  преступления, данных о личности виновной, влияния назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни её семьи, смягчающих наказание обстоятельств, установленных судом и приведенных в приговоре в полном объеме, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, мировой судья пришел к выводу о назначений наказания в виде ограничения свободы в минимально возможных пределах.

Нормы Общей части УК РФ применены правильно.

Вместе с тем, при назначении наказания Афанасьевой  в виде ограничения свободы, мировым судьей в резолютивной части допущена формулировка ограничения, установленного в отношении осужденной – «без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы не выезжать за пределы территории муниципального образования, являющегося место жительства или пребывания осужденной», которая допускает неточность в указании территории, за пределы которой осужденной запрещено выезжать, что может препятствовать исполнению приговора. Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции уточняет резолютивную часть приговора, указав на установление запрета выезда осужденной Афанасьевой за пределы территории муниципального образования «Павловский район Алтайского края» без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Что же касается доводов апелляционной жалобы представителя потерпевшей П.1 – адвоката П.П. о необоснованном удовлетворении мировым судьей заявленных потерпевшей исковых требований о частичном взыскании с Афанасьевой компенсации морального вреда, то суд апелляционной инстанции расценивает их необоснованными, направленными на иную оценку размера компенсации.

Согласно п. 26 постановления пленума Верховного Суда РФ  «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу», разрешая по уголовному делу иск о компенсации потерпевшему причиненного ему преступлением морального вреда, суд руководствуется положениями ст. 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер причиненных потерпевшему физических и (или) нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, степень вины подсудимого, его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Если судом установлены факты противоправного или аморального поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, то эти обстоятельства учитываются при определении размера компенсации морального вреда.

Мировой судья разрешая вопрос о размере денежной компенсации, подлежащей выплате П.1, с учетом характера и степени нравственных страданий, понесенных ею в связи с причинением её легкого вреда здоровью, обстоятельств, при которых причинен данный вред, степень вины Афанасьевой, её материального положения, в связи с чем, исходя из принципов разумности и справедливости, взыскал с Афанасьевой  15000 руб. в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением в пользу П.1 С данным решением соглашается суда апелляционной инстанции.

Иных оснований для изменения приговора не имеется.

Кроме того, на основании ст. 132 УПК РФ, мировым судьей обоснованно взысканы с осужденной Афанасьевой процессуальные издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебного решения в полном объеме, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.22, 389.26, 389.28 УПК РФ, суд

постановил:

Апелляционные жалобы осужденной Афанасьевой В.Н. и представителя потерпевшей П.1 – адвоката П.П. оставить без удовлетворения, приговор и.о. мирового судьи судебного участка №2 Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Уточнить абзац второй резолютивной части приговора и.о. мирового судьи судебного участка №2 Павловского района Алтайского края, указав на установление осужденной Афанасьевой. следующих ограничений: без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы не выезжать за пределы территории муниципального образования «Павловский район Алтайского края», а также не менять места жительства или пребывания.

 

Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек

«Административное право и процесс», 2020, N 12

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ КОШЕК
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.С. ВОЛЧЕЦКАЯ, В.Н. ХОРЬКОВ

Волчецкая Татьяна Станиславовна, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
Хорьков Виктор Николаевич, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Правовые вопросы содержания домашних кошек

Статья посвящена малоисследованным вопросам административно-правового регулирования содержания домашних кошек в России. Особое внимание обращено на пробелы в законодательном регулировании некоторых аспектов обращения с одним из наиболее распространенных видов домашних животных — кошками.

Ключевые слова: домашние кошки, административно-правовое регулирование, регистрация.

 

С глубокой древности вместе с людьми проживали домашние животные, то есть те, которых человек приручил, стал за ними ухаживать и предоставлять пропитание. Всех домашних животных можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся сельскохозяйственные животные, которых человек использует в быту либо как средство передвижения, либо как средство получения пищевых продуктов и различных материалов (коровы, лошади, козы, кролики, гуси, куры и др.). Ко второй же группе относятся животные, которых человек заводит для общения, удовольствия и проведения досуга, для борьбы с одиночеством и профилактики стрессовых ситуаций.
Анализ правовых актов показал, что на протяжении нескольких десятилетий в Российской Федерации к домашним животным второй группы преимущественно традиционно относились собаки и кошки. В частности, нормативно это закреплено в действующем Постановлении Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (с изм. на 29 октября 1992 г.)

Хотя фактически уже в семьях также проживают и многие другие виды домашних животных: хомяки, шиншиллы, рыбки, попугаи и т.д. Более того, в постсоветский период с повышением благосостояния населения перечень домашних животных значительно расширился за счет новых видов так называемых экзотических домашних животных. Это нашло свое отражение и в правовых актах.
Так, например, Закон Ленинградской области от 18 июня 2015 г. N 61-ОЗ «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области»  экзотических животных приравнял к домашним животным.

В связи с этим мы видим определенную проблему в том, что ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов РФ в настоящее время нет исчерпывающего перечня домашних животных. Принятый в 2018 г. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  регулирует административно-правовые отношения, связанные с домашними животными, но не конкретизирует их. Во исполнение Федерального закона было принято Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» . Таким образом, действует принцип: животных, которые не вошли в перечень, утвержденный Правительством РФ, разрешено содержать в качестве домашних животных. Однако, на наш взгляд, было бы лучше все же иметь не только перечень животных, запрещенных к содержанию, но и перечень разрешенных домашних животных.

Следует отметить, что в юридической науке крайне мало научных исследований, посвященных отдельным видам домашних животных, обладающих особой спецификой. К примеру, есть научные статьи, в которых объектом исследования является содержание собак и сделки с ними <5>. А вот что касается кошек, то научные исследования, посвященные данному виду домашних животных, практически отсутствуют, хотя практика свидетельствует о том, что имеется целый ряд специфических проблем, связанных именно с этим видом животных.
———————————
<5> См., напр.: Мохов А.А., Копылов Д.Э. Псовые как объекты гражданских прав // Юридический мир. 2006. N 12. С. 41 — 45.

Именно поэтому в рамках данной статьи будут исследованы актуальные вопросы правового регулирования содержания домашних кошек, выявлены пробелы в административно-правовом регулировании обращения с кошками.
По мнению большинства экспертов, в России кошки являются самым распространенным видом домашних животных. В справочной литературе можно встретить определения понятия «домашняя кошка». Кошка домашняя — самый мелкий представитель хищных млекопитающих семейства кошачьих и одно из первых животных, одомашненных человеком <6>.
———————————
<6> Энциклопедия «Кругосвет». Универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/biologiya/koshka-domashnyaya.

С точки зрения гражданского законодательства кошки, как и другие домашние животные, относятся к имуществу. Согласно ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Гражданский кодекс РФ не предусматривает каких-то особых правил приобретения домашних животных, в том числе кошек. Это означает, что применительно к кошкам действуют общие правила приобретения имущества. К способам приобретения домашних животных (кошек) согласно ГК РФ можно отнести следующие: купля-продажа, дарение, мена и др. (ст. 218 ГК РФ).
Мы установили, что иногда способы приобретения домашних животных (кошек) указываются в муниципальных правовых актах, а это, по сути, противоречит действующему гражданскому законодательству. Так, к примеру, в ст. 17.3.1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов Багратионовского городского округа от 18 мая 2017 г., указано следующее: «Владельцы животных имеют право приобретать и отчуждать животных (путем купли-продажи, дарения, мены, аренды и др.)» <7>. В данном случае орган местного самоуправления вышел за пределы своей компетенции, так как способы приобретения животных, в том числе кошек, регулируются исключительно Гражданским кодексом РФ. Кроме того, в приведенной норме в качестве одного из способов приобретения животных ошибочно указана аренда, однако она не является основанием возникновения права собственности арендатора на животное.
———————————
<7> Решение окружного Совета депутатов Багратионовского городского округа от 18 мая 2017 г. N 46 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Багратионовский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

В законе лишь одного из субъектов РФ — Законе Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев» <8> — указаны потенциально опасные породы кошек. В частности, в ст. 1 (п. «к») указанного Закона под потенциально опасными породами кошек понимаются породы кошек, обладающие агрессией по отношению к человеку (сиамские, хауси). На наш взгляд, данное определение нуждается в уточнении. К потенциально опасным следует отнести те породы кошек, которые в потенциально опасных для них ситуациях могут проявить агрессию по отношению к человеку или другим животным. В Законе Республики Саха (Якутия) указаны только два вида агрессивных кошек, но в действительности их значительно больше. Так, к агрессивным кошкам, в частности, относятся меконгский бобтейл, сфинкс, абиссинские и бенгальские кошки, мейн-кун, камышовая кошка, манул <9>.
———————————
<8> Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. N 45-3 N 425-II «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев» // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Самые опасные породы кошек. URL: https://zen.yandex.ru/media/ogivotnich/samye-opasnye-koshki-planety-nazvaniia-i-foto-5a068ff4482677650a7a102d.

Вакуум в административно-правовом регулировании приобретения и содержания агрессивных кошек может быть восполнен в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для начала было бы неплохо ввести в Федеральный закон понятие потенциально опасных кошек по аналогии с потенциально опасными собаками. А также закрепить за владельцами таких кошек обязанность содержать их преимущественно дома.
Еще одна проблема связана с тем, что признание кошек, как и других домашних животных, имуществом, хотя и одушевленным, согласно ГК РФ иногда на практике имеет негативные последствия. Так, недавно во время перевозки воздушным транспортом погибли две кошки (а третья получила обморожение), принадлежавшие гражданину Чумаченко. Указанные кошки перевозились в качестве багажа, то есть имущества <10>. Такой подход обусловлен действием Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» <11>, где предусмотрено, что в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки. Аналогичная норма содержится в положениях о перевозке домашних животных различных авиакомпаний, например Аэрофлота. Но из этого правила есть одно исключение. Комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. Естественно, что перевозчик не заинтересован в том, чтобы комнатные животные перевозились в салоне воздушного судна, для него это дополнительные проблемы. Поэтому фактически по правилам многих авиакомпаний комнатные животные, включая кошек, перевозятся в качестве багажа. Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов справедливо считает, что небольшим животным не место в багаже. Их нужно разрешить везти в салоне в переноске, сделав более гибкими требования по ее размеру и весу. В силу этого заслуживает несомненной поддержки предложение В. Бурматова изменить правила перевозки домашних животных в авиакомпаниях <12>.
———————————
<10> См.: Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.
<11> Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // СПС «КонсультантПлюс».
<12> Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.

Актуальной проблемой сегодня является регистрация домашних животных, в том числе кошек. В действующем Постановлении Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» была закреплена регистрация собак, но регистрация кошек отсутствовала. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вообще не регулирует регистрацию животных. Это является шагом назад по сравнению с проектом закона, в ст. 13 которого подробно была регламентирована регистрация животных <13>.
———————————
<13> См. подробнее: Хорьков В.Н., Курилех Ю.С. Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки // Современное право. 2019. N 9. С. 71.

Регистрация кошек и других домашних животных регулируется некоторыми законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Но здесь можно встретить разные подходы. Так, например, Законом Калужской области от 26 мая 2014 г. «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области» <14>, решением Думы городского округа города Волгореченска Костромской области от 23 апреля 2009 г. «О Правилах содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» <15> предусмотрена обязательная регистрация кошек и других домашних животных, а, к примеру, Законом Ярославской области от 8 апреля 2015 г. «О содержании собак и кошек в Ярославской области» <16> закреплена необязательная регистрация домашних животных только по желанию их владельцев.
———————————
<14> Закон Калужской области от 26 мая 2014 г. N 579-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области» // СПС «КонсультантПлюс».
<15> Решение Думы городского округа города Волгореченска Костромской области от 23 апреля 2009 г. N 54 «О Правилах содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» // СПС «КонсультантПлюс».
<16> Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 г. N 11-З «О содержании собак и кошек в Ярославской области» // СПС «КонсультантПлюс».

Регистрация кошек и других домашних животных имеет важное значение и представляется необходимой. Регистрация позволяет вести учет домашних животных, осуществлять целенаправленно ветеринарный и санитарный надзор, регулировать численность домашних животных у одного владельца. Кроме того, регистрация кошек будет способствовать защите прав этих животных. В свое время, в 2010 г., известные российские деятели культуры (В. Гафт, И. Чурикова, С. Юрский, А. Макаревич и др.) даже подписали петицию, обращенную к властям о введении должности уполномоченного по правам животных. Затем, уже в 2016 г., более 500 000 граждан подписали онлайн-петицию, на основании которой в Госдуму был внесен законопроект об учреждении должности такого уполномоченного <17>.
———————————
<17> Открытое письмо от деятелей культуры мэру Собянину // URL: http://bigforumpro.org/protectors/index.php?topic=380.0; В России может появиться уполномоченный по правам животных // URL: https://actuallno.com/blog/43215443503/V-Rossii-mozhet-poyavitsya-upolnomochennyiy-po-pravam-zhivotnyim?nr=1.

В целях обеспечения единообразия в административно-правовом регулировании регистрация домашних животных, в том числе кошек, должна быть закреплена в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <18>.
———————————
<18> См. подробнее: Хорьков В.Н., Курилех Ю.С. Указ. соч. С. 71.

Федеральный закон в ст. 13 установил требования к содержанию домашних животных, которые применимы и к кошкам. Одним из таких требований является то, что при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Обращает внимание, что в приведенном требовании к содержанию домашних животных фактически объединены два самостоятельных требования: а) соблюдение владельцами домашних животных, в том числе кошек, общих требований к содержанию домашних животных; б) соблюдение владельцами прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Общие требования к содержанию животных, которые в полной мере распространяются на владельцев домашних кошек, установлены статьей 9 Федерального закона. К общим требованиям законодатель отнес следующие: обеспечение надлежащего ухода за животными и обеспечение своевременного оказания им ветеринарной помощи и осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заметим, что требование о соблюдении владельцами прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные, в Федеральном законе представлено весьма лаконично. Это требование проявляется согласно Закону только при выгуле домашних животных. В Федеральном законе выгул домашних животных понимается широко. Это означает, что выгуливать можно не только собак, но и кошек, а также других домашних животных. Кстати, термин «выгул» применительно к кошкам, используемым в культурно-зрелищных целях, указан в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» <19>.
———————————
<19> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. N 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. Кроме того, при выгуле должна быть исключена возможность свободного неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Полагаем, что выгуливать потенциально опасных кошек следует разрешать только с использованием специальных шлеек, то есть на поводке. На защиту прав и интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные (кошки), направлено и требование к владельцам обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.
Актуальным сегодня является вопрос о защите прав и интересов лиц, проживающих в коммунальных квартирах, в помещениях которых содержатся домашние животные, в том числе кошки. Однако Федеральный закон не содержит норм, направленных на защиту прав и интересов лиц, проживающих в коммунальных квартирах, в которых содержатся домашние животные, в том числе кошки. Этот пробел пытаются восполнить органы местного самоуправления в своих муниципальных правовых актах. При этом единый подход к этой проблеме отсутствует. Так, в Правилах благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. <20> (Калининградская область), предусмотрено, что содержание животных в коммунальных квартирах осуществляется владельцами животных при условии получения письменного согласия соседей, проживающих в коммунальной квартире. Предварительное письменное согласие соседей не требуется для содержания хорьков, мелких грызунов, ежей, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков.
———————————
<20> Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. N 54 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

Несколько иной подход представлен в Правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Балтийский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» от 2 апреля 2019 г. <21>, которые содержат следующую норму: «Содержание животных в коммунальных квартирах осуществляется владельцем животного при наличии:
— предварительного письменного согласия на содержание животных в коммунальной квартире со стороны иных нанимателей жилых помещений коммунальной квартиры (за исключением рыб и мелких декоративных животных);
— соблюдения санитарной нормы жилой площади на каждое животное».
———————————
<21> Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» от 2 апреля 2019 г. N 28 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Балтийский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

При этом санитарная норма жилой площади на одно животное не установлена. Анализируя приведенные нормы, следует отметить, что даже порядок оформления предварительного письменного согласия на содержание в коммунальной квартире домашних животных не во всем совпадает. В первом случае необходимо письменное согласие соседей по коммунальной квартире, а во втором — письменное согласие иных нанимателей в коммунальной квартире. Более точным представляется использование терминологии «иные наниматели». Что же касается термина «соседи», то его содержание не очень понятно: относятся ли к соседям не только иные наниматели, но и члены их семей, не являющиеся нанимателями.
Представляется, что в целях единства административно-правового регулирования целесообразно содержание домашних животных, в том числе кошек, в коммунальных квартирах закрепить в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Спорным представляется требование к содержанию домашних животных (кошек) о количестве животных, которое вправе иметь один владелец. Часть 3 ст. 13 Федерального закона содержит далеко не однозначное правило: «Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». Приведенная норма сформулирована таким образом, что ее применение весьма проблематично. Во-первых, сам владелец не вправе определять количество домашних животных (кошек), так как это требует определенных знаний в области ветеринарии, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Во-вторых, не понятно, какой орган должен с учетом указанных условий определять предельное количество, например, домашних кошек, которое вправе иметь один владелец.
Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
———————————
<22> Решение Думы городского округа Тольятти от 4 июля 2018 г. N 1789 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Тольятти» // СПС «КонсультантПлюс».
<23> Решение Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. N 54 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» // СПС «КонсультантПлюс».

Своеобразно вопрос о предельном количестве домашних животных решен в Правилах благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. Пункт 17.3.3.1 Правил содержит следующую норму: «Владельцам, содержащим животных, запрещается содержать более двух взрослых особей животных в квартире многоквартирного дома, за исключением домашних хорьков, мелких грызунов (белок, декоративных крыс, морских свинок, декоративных мышей, хомяков, песчанок, шиншилл, бурундуков, декоративных кроликов), ежей, птиц, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков». Приведенная норма не свободна от недостатков. Во-первых, две взрослые особи, которые разрешено содержать одному владельцу, не конкретизированы. Поэтому возможны различные варианты: две взрослые кошки, или две взрослые собаки, или одна кошка и одна собака. Во-вторых, среди домашних животных, предельное количество которых не ограничено, названы птицы. Здесь необходимы коррективы, так как Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» <24> указаны восемь видов птиц, которые запрещены к содержанию и использованию.
———————————
<24> Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

Актуальный вопрос сегодня — надо ли вообще устанавливать предельное количество домашних животных, которое может находиться у одного владельца. Федеральный закон включил абстрактную норму о предельном количестве домашних животных, которая не может применяться. Кроме того, эта норма может нарушать права заводчиков кошек, у которых котята могут проживать с матерью до трех или даже до шести месяцев.
Органы местного самоуправления пытаются установить допустимое количество домашних животных, например кошек, у одного владельца, но по-разному осуществляют правовое регулирование.
На наш взгляд, установление предельного количества домашних животных, в том числе кошек, вряд ли целесообразно. В действующих муниципальных правовых актах не прописан механизм контроля за предельным количеством домашних животных, находящихся у одного владельца. Непонятно, кто должен осуществлять такой контроль, каковы могли бы быть последствия для владельцев, которые содержат домашних животных, например кошек, в большем количестве, чем это указано в муниципальных актах.
Административно-правовое регулирование статуса владельцев кошек, как и других домашних животных, весьма далеко от совершенства. Так, действующий Федеральный закон не предложил применительно к кошкам четкого разделения прав и обязанностей их владельцев. Права владельцев, важнейшая часть их административно-правового статуса, в Федеральном законе урегулированы поверхностно. Законодателем установлено только одно-единственное право владельцев — это право на отказ от права собственности на животное. Представляется, что в Федеральном законе следовало бы закрепить новые права как владельцев кошек, так и владельцев других домашних животных. К таким правам можно было бы отнести следующие: право на кастрацию, право на бесплатную вакцинацию кошек от бешенства в учреждениях Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, право вступать в общества и клубы любителей кошек.
Обязанности владельцев домашних кошек и других домашних животных в Федеральном законе также регулируются не лучшим образом. В Федеральном законе непосредственно закреплена только одна обязанность владельцев, которая соответствует праву на отказ от права собственности на животное. Владелец обязан передать животное (кошку) новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Что же касается других обязанностей владельцев, то они четко в Федеральном законе не сформулированы, а вытекают из требований, которые предъявляются к владельцам <25>.
———————————
<25> См. подробнее: Хорьков В.Н., Аллес М.В. Спорные вопросы административно-правового регулирования содержания животных в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 77 — 78.

Таким образом, административно-правовая регламентация содержания домашних животных в целом и кошек в частности нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Литература

1. Мохов А.А. Псовые как объекты гражданских прав / А.А. Мохов, Д.Э. Копылов // Юридический мир. 2006. N 12. С. 41 — 45.
2. Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом / В. Савицкая // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.
3. Хорьков В.Н. Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки / В.Н. Хорьков, Ю.С. Курилех // Современное право. 2019. N 9. С. 68 — 73.
4. Хорьков В.Н. Спорные вопросы административно-правового регулирования содержания животных в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / В.Н. Хорьков, М.В. Аллес // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 77 — 78.

Об установлении порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2020 г. № 591 “Об установлении порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядка взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядка выдачи удостоверения, и его формы”

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424) и с подпунктом 5.2.41.2 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2019, N 29, ст. 4027), приказываю утвердить:
1. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными согласно приложению N 1.
2. Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными согласно приложению N 2.
3. Порядок выдачи удостоверения общественным инспекторам в области обращения с животными согласно приложению N 3.
4. Форму удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными согласно приложению N 4.
Исполняющий обязанности Министра
Д.Г. Храмов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2020 г.
Регистрационный № 59967

Приложение N 1
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591

Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными

1. Гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора и получивший удостоверение общественного инспектора в области обращения с животными по форме согласно Приложению 4 к настоящему приказу, в порядке, установленном Приложением 3 к настоящему приказу, уполномочен осуществлять общественный контроль в области обращения с животными.

2. Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности, установленные частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424) (далее — Федеральный закон N 498-ФЗ).

Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.

3. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи)*.

4. Оказание содействия общественными инспекторами в области обращения с животными в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными осуществляется путем фиксации, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области обращения с животными и направлении соответствующих материалов в органы государственного надзора в области обращения с животными.

5. Участие общественных инспекторов в области обращения с животными в работе по просвещению населения в области обращения с животными осуществляется путем оказания содействия органам государственного надзора в области обращения с животными в реализации мер, направленных на воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным.

6. В целях оказания содействия органам государственного надзора в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, а также в реализации мер, направленных на воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным, общественный инспектор в области обращения с животными располагает знаниями:

о правах и обязанностях общественных инспекторов в области обращения с животными;

о видах и признаках правонарушений в области обращения с животными;

о требованиях к содержанию и использованию животных;

о задачах государственного надзора в области обращения с животными.

7. Гражданин, намеренный прекратить свои полномочия по оказанию содействия органам государственного надзора в качестве общественного инспектора в области обращения с животными, подает в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющий полномочия в границах субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства (далее — территориальный орган Росприроднадзора), заявление о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными.

8. Заявление о прекращении полномочий регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

9. После регистрации заявления о прекращении полномочий территориальным органом Росприроднадзора полномочия гражданина по оказанию содействия органам государственного надзора в качестве общественного инспектора в области обращения с животными, подавшего заявление, считаются прекращенными.

——————————

* Часть 7 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424; Российская газета, N 295, 29.12.2018).

 

——общественный инспектор по вопросам обращения с животными————————-

Приложение N 2
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591

Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными

1. Общественные инспектора в области обращения с животными взаимодействуют:

1.1. с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации;

1.2. с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. При взаимодействии общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящего Приложения (далее — органы государственного надзора), не допускается реализация полномочий органов государственного надзора общественными инспекторами в области обращения с животными.

3. Общественные инспекторы в области обращения с животными оказывают содействие органам государственного надзора при осуществлении ими государственного надзора в области обращения с животными по проверкам, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), путем предупреждения и выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и их фиксации.

4. В случае привлечения органом государственного надзора общественного инспектора в области обращения с животными к проведению мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного надзора (его территориального органа) о проведении таких мероприятий указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) общественного инспектора в области обращения с животными, а также реквизиты удостоверения.

5. Для общественного инспектора в области обращения с животными, привлеченного к мероприятиям по контролю, проводится инструктаж.

6. Инструктаж проводится перед каждым мероприятиям по контролю должностными лицами органа государственного надзора, уполномоченными на проведение соответствующего мероприятия.

7. Зафиксированные общественным инспектором в области обращения с животными, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, факты, а также материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области обращения с животными, направляются в соответствующий компетентный орган государственного надзора в области обращения с животными для принятия по ним решения.

8. Компетентный орган государственного надзора осуществляет регистрацию и рассмотрение материалов, свидетельствующих о нарушении законодательства в области обращения с животными, принятие по ним решений в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

9. По результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными общественный инспектор в области обращения с животными вправе подготовить итоговый документ.

10. Итоговый документ содержит следующую информацию:

— о количестве направленных общественным инспектором в области обращения с животными в органы государственного надзора материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков правонарушений в области обращения с животными;

— о привлечении органами государственного надзора к проведению мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

— об участии общественного инспектора в области обращения с животными в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

— иную информацию о содействии органам государственного надзора при осуществлении ими государственного надзора в области обращения с животными, которую общественный инспектор в области обращения с животными считает необходимым сообщить.

11. Общественный инспектор в области обращения с животными направляет итоговый документ на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

12. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*.

——————————

* Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424; Российская газета, N 295, 29.12.2018).

——————————

Приложение N 3
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591

Порядок выдачи удостоверения общественным инспекторам в области обращения с животными

1. Гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора, указанным в части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора в области обращения с животными (далее — гражданин), подает в территориальный орган Росприроднадзора заявление о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными (далее — удостоверение, заявление).

2. В целях организации взаимодействия и оформления удостоверения в заявлении гражданина указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии); адрес места жительства;

сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения);

номер телефона и адрес электронной почты (при наличии).

3. К заявлению прилагаются:

копия документа, удостоверяющего личность;

две цветные фотографии размером 3×4 сантиметра.

4. Заявление о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

5. Удостоверение оформляется не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными, подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора и вручается гражданину лично.

6. О выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными гражданин извещается с указанием даты и места получения удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.

7. Удостоверение оформляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.

8. Номер удостоверения имеет следующую структуру:

АААА/БББ-ВВВ, где:

а) «АААА» — порядковый номер удостоверения;

б) «БББ» — номер субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано удостоверение (в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований);

в) «ВВВ» принимает следующее буквенное обозначение:

РПН — территориальный орган Росприроднадзора.

9. Удостоверения подлежат регистрации и учету, которые осуществляются территориальными органами Росприроднадзора.

10. Срок действия удостоверения составляет 1 год.

11. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором в области обращения с животными в территориальный орган Росприроднадзора заявления о продлении срока действия удостоверения (далее — заявление о продлении срока).

12. Заявление о продлении срока регистрируется территориальным органом Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента поступления.

13. Продление срока действия удостоверения осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении срока, затем удостоверение вручается гражданину лично.

14. О продлении срока действия удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными гражданин извещается с указанием даты и места получения удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.

15. В случае подачи гражданином заявления о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными удостоверение подлежит сдаче в территориальный орган Росприроднадзора.

16. Территориальный орган Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента подачи гражданином заявления о прекращении полномочий общественного инспектора в области обращения с животными письменно извещает гражданина о необходимости сдачи удостоверения.

17. В случае порчи (или утраты) удостоверения общественный инспектор в области обращения с животными вправе обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о выдаче дубликата удостоверения. При порче удостоверения к заявлению прилагается испорченное удостоверение.

18. Дубликат удостоверения выдается общественному инспектору в области обращения с животными в течение 7 рабочих дней после подачи заявления о выдаче дубликата удостоверения.

19. Территориальный орган Росприроднадзора в течение одного рабочего дня с момента подачи гражданином заявления о выдаче дубликата удостоверения письменно извещает гражданина о необходимости получения дубликата удостоверения.

20. Дубликат оформляется в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка с пометкой «Дубликат». Ранее выданное удостоверение аннулируется территориальным органом Росприроднадзора.

Приложение N 4
к приказу Минприроды России
от 12.08.2020 N 591

Форма удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными

Форма

Внешний разворот

Обложка удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными изготавливается из твердого материала красного цвета.

Внутренний разворот

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал