gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Некоторые вопросы основ правового положения и налогообложения деятельности ветеринарной аптеки * Юрист о домашних животных

Некоторые вопросы основ правового положения и налогообложения деятельности ветеринарной аптеки

Ветеринарные аптеки были, есть и будут, потому что у человека всегда будут домашние животные и он всегда будет о них заботиться. С какими трудностями может столкнуться предприниматель, открывая ветеринарную аптеку? Какими нормативными документами регулируется продажа лекарственных средств? Надо ли лицензировать деятельность по продаже лекарственных средств, предназначенных для лечения животных? Как складывается арбитражная практика по данной теме? Эти и другие вопросы, связанные с деятельностью ветеринарной аптеки, рассмотрены в предложенной статье.

 

Какими документами регламентируется продажа лекарственных средств,
предназначенных для животных?

 

Документом, регулирующим отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств, является Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее — Закон N 86-ФЗ). Деятельность по реализации лекарственных средств, предназначенных для животных, также регулируется названным законом.

Кроме того, Законом N 86-ФЗ установлены дополнительные требования в отношении лекарственных средств, предназначенных для лечения животных:

— они должны иметь надпись: «Для животных» (п. 5 ст. 16);

— подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств (п. 1 ст. 19). Однако в п. 4 этой статьи указано, что допускается применение незарегистрированных лекарственных средств при клинических исследованиях лекарственных средств или испытаниях лекарственных средств, предназначенных для лечения животных;

— розничная торговля такими лекарственными средствами осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром (п. 6 ст. 32).

Деятельность по реализации ветеринарных препаратов является фармацевтической и в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Данной позиции придерживаются и суды (см., например, постановления ФАС ПО от 19.02.2008 N А55-15396/2007, ФАС ЗСО от 27.03.2007, от 02.04.2007 N Ф04-1048/2007(32057-А81-43), ФАС СЗО от 22.05.2007 N Ф04-2264/2007(33437-А81-7). Арбитры приводят следующие доводы. Согласно ст. 4 Закона N 86-ФЗ под лекарственными средствами понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методом синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции). Под лекарственными препаратами понимаются дозированные лекарственные средства, готовые к применению. Фармацевтической признается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю ими, изготовление лекарственных средств. В соответствии с ч. 6 ст. 32 Закона N 86-ФЗ розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, должна осуществляться в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром. Таким образом, розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит лицензированию.

Обратите внимание: Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

 

Ветаптека и ветеринарный центр

 

На практике часто организуют не только ветаптеку, но и ветеринарный центр в одном помещении с ветаптекой. Ветеринарный центр может оказывать различные услуги: консультирование, лечение домашних животных, вакцинацию и т.д. Список услуг ветцентра может быть различным и зависит только от решения предпринимателя, учитывающего факторы внешней и внутренней среды организации, оказывающие влияние на успешное ведение бизнеса. Преимущества такой организации бизнеса неоспоримы. Совмещение ветаптеки и ветцентра позволяет увеличить число клиентов и улучшить качество обслуживания покупателей путем предоставления им более широкого спектра услуг (например, лечение в ветцентре и приобретение медикаментов для лечения дома). Однако не следует забывать об обязанности организации исчислять и уплачивать налоги.

Ветцентр и ЕНВД. Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в частности, для такого вида деятельности, как оказание ветеринарных услуг.

Для определения возможности применения спецрежима в виде ЕНВД в отношении данного вида деятельности следует установить: какие услуги относятся к ветеринарным в целях гл. 26.3 НК РФ?

В статье 346.27 НК РФ указано, что в целях применения названной главы ветеринарные услуги — это услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами РФ, а также Общероссийским классификатором услуг населению*(1).

Итак, к каким нормативным актам можно обратиться для определения и уточнения понятия «ветеринарные услуги»? Прежде всего к Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», в котором дано общее определение этого понятия. Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Кроме того, понятия «ветеринария» и «ветеринарные услуги» помимо данного закона определены в таких документах, как:

— Общероссийский классификатор услуг населению;

— Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг;

Правила оказания ветеринарных услуг.

В Общероссийском классификаторе услуг населению в разделе «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» к ветеринарным услугам относятся:

— лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому;

— клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов;

— диагностические исследования домашних животных;

— вакцинация домашних животных;

— дегельминтизация домашних животных;

— лечение домашних животных на дому;

— лечение домашних животных в стационаре;

— проведение хирургических операций у домашних животных;

— выезд скорой ветеринарной помощи на дом;

— выезд ветеринара на дом.

Если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, то можно увидеть, что к ветеринарным услугам относятся:

— клинический осмотр домашних животных в лечебном учреждении и выдача ветеринарной справки;

— диагностическое исследование домашних животных;

— вакцинация домашних животных;

— дегельминтизация домашних животных;

— лечение домашних животных на дому;

— лечение животных в стационаре;

— проведение хирургических операций у домашних животных (кастрация, подрезка рогов и копыт у скота, ампутация ушных раковин и хвоста у собак и т.д.);

— выезд скорой ветеринарной помощи на дом;

— выезд ветеринара на дом.

В Правилах оказания платных ветеринарных услуг сказано, что к платным ветеринарным услугам относятся:

— клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация;

— все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;

— исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях;

— определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;

— оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.);

— консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;

— кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.

На практике налоговые органы при определении правомерности применения налогоплательщиком спецрежима в виде ЕНВД используют только перечень ветеринарных услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению и Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Если оказываемые налогоплательщиком ветеринарные услуги содержатся в данных классификаторах, то контролирующие органы считают правомерным применение спецрежима в виде ЕНВД. Однако судьи придерживаются иного мнения и используют также перечень видов деятельности, указанных в Правилах оказания платных ветеринарных услуг (см., например, постановления ФАС СЗО от 13.08.2004 N А44-904/04-С9, ФАС СКО от 11.10.2005 N Ф08-4821/2005-1906А, от 25.07.2005 N Ф08-3226/2005-1317А).

Таким образом, если перечень услуг, оказываемых в ветцентре соответствует вышеуказанному, данные услуги оплачиваются физическими лицами или организациями и на территории осуществления деятельности в установленном порядке введен спецрежим в виде ЕНВД в отношении ветеринарных услуг, то налогоплательщики обязаны уплачивать этот налог.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для такого вида предпринимательской деятельности, как оказание ветеринарных услуг, установлен физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» и базовая доходность в размере 7 500 руб. в месяц.

 

Какие нормы естественной убыли применяются в ветеринарии?

 

В случае если на территории осуществления деятельности ветаптеки и (или) ветцентра введен спецрежим в виде ЕНВД в отношении ветеринарных услуг и розничной торговли, организация является плательщиком ЕНВД. Однако, применяя данный режим налогообложения, организация не освобождается от обязанности вести бухгалтерский учет. Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) в части ведения бухучета не предусмотрено исключение для плательщиков ЕНВД.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда на территории, на которой ветаптека и (или) ветцентр осуществляют свою деятельность, не введен спецрежим в виде ЕНВД либо данный вид деятельности не подпадает под обложение этим налогом. В такой ситуации организация применяет общий режим налогообложения или УСНО. В первом случае ведение бухгалтерского учета обязательно, а во втором нет (за исключением бухучета основных средств). Но многие специалисты рекомендуют организациям, применяющим УСНО, вести бухгалтерский учет.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В п. 2 названной статьи указаны случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.

В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ недостача имущества, обнаруженная в процессе инвентаризации, в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Кроме того, в случае если организация является плательщиком налога на прибыль, то согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Итак, какие нормы естественной убыли могут применяться в ветеринарии?

Порядок утверждения норм естественной убыли определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».

В пункте 1 данного постановления сказано, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Нормы естественной убыли разрабатываются соответствующими министерствами для различных видов товаров, продукции. Для препаратов, применяемых в ветеринарии, данные нормы устанавливаются Минсельхозом. Приказом Минсельхоза РФ от 06.04.2007 N 198 «Об утверждении норм естественной убыли препаратов, применяемых в ветеринарии, и комбикормов при хранении» утверждены соответствующие нормы. Данный приказ вступил в силу 08.06.2007, и с этого момента организации могут применять такие нормы при учете в целях налогообложения прибыли потерь от недостачи или порчи материально-производственных запасов при хранении (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

В.А. Лесникова,

«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, 2008 г.

Перейти на Главную 

Интересная информация? Поделись с друзьями!

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал