.
"Площадка для выгула " и "места для выгула" домашних животных. Информация Комитета ГД по ФУ и ВМС * Правовая зоозащита

«Площадка для выгула » и «места для выгула» домашних животных. Информация Комитета ГД по ФУ и ВМС

«Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС www.komitet4.km.duma.gov.ru», 2019

Вопрос: Тождественны ли понятия «площадки для выгула животных» и «места для выгула домашних животных», применяемые в законодательных актах Российской Федерации? Каков порядок установления границ мест для выгула домашних животных, а также установления мер административной ответственности за несоблюдение правил выгула домашних животных?

место для выгула площадка

Ответ: Прежде всего следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных.

При этом правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Положениями вступившего в силу 27 декабря 2018 г. (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об ответственном обращении с животными) установлено требование о недопущении выгула домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Исходя из анализа иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе требования по выгулу домашних животных, также можно отметить применение различной терминологии. Так, согласно пункту 9.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54, для выгула домашних животных в жилых районах и населенных пунктах должны быть определены специальные территории, обозначенные табличками.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» применяются термины «обустройство площадок для выгула домашних животных», а также «строительство мест для выгула домашних животных».

С учетом вышеуказанных правовых норм полагаем, что все обозначенные термины употребляются в значении специально отведенных территорий для выгула домашних животных, что может говорить об их идентичности по своей сути.

Относительно вопроса установления границ мест для выгула домашних животных считаем необходимым отметить следующее. Как уже обозначалось ранее, вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования, утверждаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования (части 1 и 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Кроме того, согласно Общим рекомендациям к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 — 2022 гг., утвержденным Минстроем России, площадки для выгула собак отнесены к элементам благоустройства.
Так, в Московской области данный вопрос урегулирован положениями Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Частью 2 статьи 16 указанного Закона размеры площадок для выгула собак, размещаемых на территориях жилого назначения, должны составлять 400 — 600 кв. м, на прочих территориях — до 800 кв. м. В условиях сложившейся застройки можно принимать уменьшенный размер площадок исходя из имеющихся территориальных возможностей.

Доступность площадок — не далее 400 м. На территории микрорайонов с плотной жилой застройкой — не далее 600 м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий принимается не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха — не менее 40 м. Указанные нормы в дальнейшем нашли свое отражение в принятых правилах благоустройства муниципальных образований Московской области (см. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 октября 2018 г. N 204/19 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Ступино Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 ноября 2018 г. N 09/62 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области», Решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27 декабря 2018 г. N 56/13 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Подольск Московской области» и др.).

В случае отсутствия на уровне субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего общие требования к размерам площадок для выгула собак, такие требования устанавливаются соответствующим муниципальным нормативным правовым актом. Так, в соответствии с пунктом 8.4.1 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных Муниципальным правовым актом города Владивостока от 15 августа 2018 г. N 45-МПА, размеры площадок для выгула домашних животных не должны превышать 600 кв. м и не быть менее 50 кв. м. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий составляет не менее 25 м, а до участков детских учреждений, школ, детских, спортивных площадок, площадок отдыха — не менее 40 м. Площадки для выгула домашних животных должны размещаться за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов.

Тем самым, по нашему мнению, установление границ мест выгула домашних животных является компетенцией соответствующего органа местного самоуправления и они могут быть определены правилами благоустройства территории муниципального образования.

По вопросу привлечения лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, необходимо учитывать следующее.
В настоящее время возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных Федеральным законом об ответственном обращении с животными, определена статьей 21 указанного Федерального закона.
При этом до настоящего времени соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушений (далее — КоАП) не внесено. Тем самым следует признать, что данная сфера правоотношений требует дальнейшего совершенствования и корректировки.
Однако также следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в частности, относятся: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом вышеуказанных положений в настоящее время положениями законов большинства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил выгула домашних животных, так как сами правила выгула домашних животных определены соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления (см. например, статью 71 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», статью 4.5 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», статью 6.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», статью 3.2 Закона Московской области от 4 мая 2016 г. N 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и др.). При этом следует отметить, что рассматриваемый вид административного правонарушения зачастую устанавливается отдельной статьей, а не статьями, определяющими правонарушения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем полагаем, что в настоящее время с учетом недавнего срока вступления в силу Федерального закона об ответственном обращении с животными практика его применения только формируется и возникающие при этом проблемные вопросы потребуют их дальнейшего решения и возможной корректировки соответствующих положений законодательных актов в рассматриваемой сфере правоотношений.

29.03.2019

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал