.

Проблемы применения нормы об ответственности за незаконные добычу и оборот краснокнижных животных

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДОБЫЧУ И ОБОРОТ ОСОБО ЦЕННЫХ
ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э. ЖЕВЛАКОВ

Эдуард Жевлаков — профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ в Уголовный кодекс внесена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». Название и диспозиция ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» дополнены словами «либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», а ее примечание дополнено п. 3, содержание которого будет приведено ниже.
Необходимо отметить, что с точки зрения законодательной конструкции и содержания нормы указанных статей очень «сырые», не согласованы с другими статьями УК РФ об ответственности за экологические преступления и сходными статьями КоАП РФ, ущербны с этимологических, экологических позиций и их применение на практике вызывает большие трудности. В связи с этим автор поставил своей задачей не только показать огрехи нормотворчества, но и сформулировать предложения по их преодолению, а также — по оказанию помощи в применении указанных норм в том виде, в каком они представлены в законодательстве, практикам.
Под угрозой вымирания во всем мире находится около тысячи видов позвоночных животных (почти 25%) и 25 тыс. видов растений. В Красной книге РФ значатся около 600 видов растений и около 300 видов животных. 67% видов животных включены в Красную книгу из-за разрушения мест обитания. Опасность преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, состоит не только в том, что оно ведет к исчезновению животных и растений с лица Земли, но и в том, что утрачивается бесценный генофонд, идет вырождение видов. Однако анализируемая норма направлена на охрану не всех видов организмов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.
Непосредственным объектом преступления, как следует из содержания рассматриваемой нормы, являются лишь отношения по охране диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ. Предмет преступления — указанные виды диких животных и водных биологических ресурсов, их части (например, лапы, рога, части туловища) и производные (например, шкуры, икра рыб, раковины моллюсков, молоко и шерсть животных) <1>. Так, нередко медведи добываются для того, чтобы отрубить и продать их лапы, ценящиеся в силу различных суеверий в странах Восточной Азии, кабарга — ради так называемой кабарожьей струи, соколы — для контрабандного перемещения в страны арабского мира, где они издревле высоко ценятся и являются престижным орудием охоты.
———————————
<1> Производные иначе называются дериватами (от латинского — derivatum). Этот термин употребляется, в частности, в ст. 8.35 КоАП РФ, которую мы будем рассматривать ниже.

Поскольку весь живой мир на планете состоит из животных, растений и грибов, понятие «дикие животные» в буквальном смысле слова включает в себя млекопитающих, приматов, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, птиц, а также насекомых и множество других видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы в окружающей среде. Термин включает и все виды водных биологических ресурсов, за исключением видов водных растений.
«Водные биологические ресурсы» состоят из животных и водных растений. К ним относятся рыбы, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, морские котики и морские бобры-каланы и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы, а также промысловые морские растения (например, «морская капуста» — ламинария). С этих позиций, как представляется, специально выделять особо охраняемых редких и исчезающих водных животных в ст. 258.1 УК РФ не было смысла. Они все «дикие животные». И наоборот, поскольку к числу «водных биологических ресурсов» относятся и водные редкие, исчезающие виды растений, то законодатель подразумевает, очевидно, и их. Однако в ст. 258.1 УК РФ ничего не говорится о «краснокнижных» растениях, произрастающих на суше. Между тем таковых гораздо больше, чем водных.
Как следует из нового п. 3 примечания к ст. 226.1 УК РФ, Перечень особо ценных в экологическом плане диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации для целей данной статьи и ст. 258.1 УК РФ, утверждается Правительством РФ.
Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регулируется многочисленными нормативными правовыми актами. Всех их можно разделить на две группы: общие (содержащие общие требования к охране окружающей среды или ее отдельных элементов) и специальные.
Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К общим, в частности, также относятся: Федеральные законы от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с послед. изм.); от 22 марта 1995 г N 52-ФЗ «О животном мире» (с послед. изм.); от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с послед. изм.); Водный кодекс РФ; Лесной кодекс РФ.
К специальным актам следует отнести, например, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (с послед. изм.) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации», от 19 февраля 1996 г. N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (с послед. изм.); от 6 января 1997 г. N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации за исключением водных биологических ресурсов» (с послед. изм.).
Красная книга — это и есть, по сути, перечень (своеобразный кадастр) редких и исчезающих видов растений и животных. Включение в Красную книгу означает повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовка ягод, растений, отстрел, отлов животных, изменение условий обитания и т.п.), за исключением использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого на основе специальных разрешений. Порядок ведения Красной книги (включение в нее новых видов, исключение каких-либо и т.д.) определяется Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге РФ», а меры по реализации этого порядка — в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ) от 21 октября 2002 г. N 699 «Об обеспечении работы по ведению Красной книги РФ».
В Красной книге РФ в соответствии с Красной книгой Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) выделяется пять категорий растений и животных:
1) находящихся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер;
2) численность которых относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения;
3) редких, которым не грозит исчезновение, но при неблагоприятном изменении среды обитания ввиду своей небольшой численности они могут оказаться под угрозой исчезновения;
4) биология которых изучена недостаточно, но состояние вызывает тревогу;
5) восстановленных видов, состояние которых благодаря принятым мерам охраны не вызывает опасений, но за ними нужен постоянный контроль.
В связи с изложенным возникает вопрос: говоря в п. 3 примечания к ст. 226.1 УК РФ о Перечне особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации для целей ст. 226.1 и ст. 258.1 УК РФ, который утверждается Правительством РФ, законодатель имел в виду Красную книгу РФ или должен быть принят какой-то иной специальный перечень? По крайней мере, на сегодня никакого другого перечня нет. Между тем указанные статьи Уголовного кодекса вошли в законную силу. Представляется, что при применении ст. 258.1 УК РФ следует иметь в виду диких животных и представителей водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, уже занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Следующий вопрос состоит в том, каких особо охраняемых диких животных и представителей водных биологических ресурсов имел в виду законодатель: только находящихся в состоянии естественной свободы в окружающей среде или также и тех, которые находятся в неволе? На наш взгляд, не имеет значения для квалификации незаконного оборота «краснокнижных» объектов окружающей среды по ст. 258.1 УК РФ то обстоятельство, в свободном естественном состоянии находились ли в окружающей среде указанные виды диких животных и водных биологических ресурсов или они содержались в неволе (например, в зоопарке, на территории заповедника в специальных местах, частном владении).
Поэтому, если, например, работник зоопарка, не являющийся должностным лицом, продал кому-либо «краснокнижное» животное, его действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 258.1 УК РФ. Однако юридическая оценка незаконного изъятия такого животного зависит от того, откуда оно изъято: из окружающей среды или из владения какого-либо субъекта (в нашем примере — зоопарка). В первом случае содеянное следует квалифицировать как незаконную добычу по ст. 258.1 УК РФ, а во втором — как хищение (например, кража) чужого имущества, поскольку в первом случае данное животное представляет собой элемент природной среды, а во втором — имущество, товар <2>.
———————————
<2> Подробнее по этому вопросу см.: Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: НИИПУЗИП ГП РФ, 2002; Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М.: УРАО, 2002.

А вот еще проблема: из названия ст. 258.1 УК РФ и текста ее ч. 1 можно сделать вывод, что данной статьей охраняются не все виды диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, а только особо ценные. Однако в действительности все виды организмов, перечисленные в указанных нормативных актах, с экологической (биологической) точки зрения являются особо ценными и подлежат особой охране. Слова «особо ценных» в данной статье УК РФ излишни (плеоназм), их следует удалить.
Вместе с тем, как указывалось, по смыслу ст. 258.1 УК РФ, не являются предметом данного преступления такие, хотя бы и занесенные в Красную книгу РФ и (или) охраняемые международными договорами РФ, организмы, как растения, произрастающие на суше. Не охраняются грибы и одомашненные животные.
Особо следует остановиться в свете вышесказанного о животных, находящихся в неволе, на вопросе об одомашненных животных. Определить, с какого момента животное считается домашним, довольно сложно. Тем не менее не следует путать домашних животных с дикими, но содержащимися в неволе. Анализ имеющейся по данной теме литературы позволяет сделать неокончательный, правда, вывод, что домашними можно считать животных, которые были приручены на ранних стадиях развития общества, полностью зависят от человека и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Домашние животные приносят человеку пользу либо как источник материальных благ и услуг (скот, птица и др.), либо как компаньоны, скрашивающие его досуг (собаки, аквариумные рыбы и др.). Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать размножение домашних животных и признаки, которые они передают своему потомству. Каждая конкретная особь домашнего животного может считаться домашним животным либо по отношению к отдельному человеку (как правило, его владельцу) или семье, либо по отношению к человеческому обществу вообще (например, бездомные домашние животные).
Исходя из этого нельзя, на наш взгляд, считать домашними пойманных и даже прирученных лицом, например, зверя или птицу, они остаются в разряде диких, по крайней мере, в первом поколении.
Анализ названия и диспозиции ст. 258.1 УК РФ приводит к выводу о том, что объективная сторона этого преступления выражается, во-первых, только в действиях (хотя в этой статье употребляется термин «деяние», подразумевающий как действие, так и бездействие), во-вторых, эти действия состоят в добыче и (или) незаконном обороте указанных видов диких животных и водных биологических ресурсов, их частей и производных.
Под незаконной добычей (отловом, выловом) диких животных и водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, например незаконная охота, а попросту говоря — браконьерство.
Незаконный оборот составляют содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа таких животных и водных биологических ресурсов, нарушающие нормы указанных выше нормативно-правовых актов.
Содержание образуют действия по уходу за животным, его кормлению, лечению и т.п. или уходу за водным растением. При этом виновный в отношении предмета преступления осуществляет полномочия, присущие праву собственности. Например, содержит зверя в домашнем зверинце, ловчую птицу для охоты, редкое пресмыкающееся — в террариуме.
Приобретение — получение предмета преступления любым способом: путем покупки, в обмен, в подарок и др.
Хранение в отличие от содержания, на наш взгляд, заключается во временном удержании, к примеру, животного, его частей или производных для последующего их отчуждения другим лицам или употребления в пищу либо использования иным образом, или в хранении животного, его частей или производных, переданных виновному другим лицом.
Перевозка — перемещение предмета преступления из одного пункта в другой любым транспортным средством. К перевозке, как представляется, следует приравнять и переноску. Соответственно, рассматриваемую статью УК РФ необходимо дополнить указанием на такой способ перемещения указанных объектов окружающей среды.
Пересылка — перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных.
Продажа предполагает возмездную передачу виновным предмета преступления другим лицам.
Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в ст. 258.1 УК РФ действий. Состав преступления формальный.
Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ) образуют действия, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, а особо квалифицированный — действия, предусмотренные частями первой или второй, совершенные организованной группой (понятие ее см. в ст. 35 УК РФ).
Почему законодатель акцентировал в ч. 2 ст. 258.1 УК РФ внимание лишь на должностных лицах, непонятно, поскольку при совершении указанных в ст. 258.1 УК РФ действий использовать свое служебное положение могут и иные лица: работники зоопарков, заповедников и иных особо охраняемых территорий, научных организаций, специальных мест передержки, содержания и разведения животных, не относящиеся к числу должностных лиц; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (см. примечание к ст. 201 УК РФ). Представляется, что рассматриваемая статья и в этой части нуждается в дополнении.
Субъективная сторона преступления предполагает наличие у виновного прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действий, понимает их фактическую значимость и желает их совершить.
Субъект преступления общий — вменяемое, достигшее возраста 16 лет лицо. В ч. 2 ст. 258.1 УК РФ — специальный, это должностное лицо.
Выше мы приводили пример разграничения рассматриваемого преступления с преступлениями против собственности. Однако ст. 258.1 УК РФ в ее нынешней редакции порождает коллизии и с некоторыми нормами гл. 26 УК РФ «Экологические преступления». Так, п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную охоту на птиц и зверей, охотиться на которых полностью запрещено. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой экологической ценности. Прежде всего, это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ. Допустима лишь добыча (отлов, вылов) таких животных в научных целях на основе специального разрешения и в строго определенном порядке. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, леопарда, тигра, снежного барса, белого медведя, фламинго, аистов, журавлей. Однако незаконная добыча таких животных полностью охватывается ст. 258.1 УК РФ и дополнительной квалификации по п. «в». ч. 1 ст. 258 УК РФ не требует. Эта норма становится «мертвой», и ее следует исключить из ст. 258 УК РФ.
Требует разграничения ст. 258.1 УК РФ и со сходной ст. 8.35 КоАП РФ, с которой она конкурирует. Причем здесь мы сталкиваемся с неожиданной ситуацией. Статья 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП РФ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ гласит: «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов (выделено нами. — Э.Ж.) без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет…».
Но выделенное мной описание в данной статье действий, как было показано выше, образует оконченный состав преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, если эти действия совершаются незаконно, т.е. без надлежащего на то разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении, либо с нарушением иного установленного соответствующими нормативно-правовыми актами порядка. Разницу между административно наказуемым проступком и преступлением в этом случае усмотреть невозможно. Слова в ст. 8.35 КоАП РФ «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» не наполнены конкретным содержанием и не несут в себе никакой смысловой нагрузки в плане разграничения проступка и преступления. Вместе с тем они означают, что норма КоАП РФ может быть применена только в том случае, если содеянное не содержит признаков состава преступления. А коль указанные действия их содержат, применению подлежит ст. 258.1 УК РФ.
Получается, что ст. 8.35 КоАП РФ заведомо «мертвая» и не подлежит применению на практике до внесения в нее изменений, которые позволили бы реально разграничить административно наказуемый проступок и преступление.

Пристатейный библиографический список

1. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: НИИПУЗИП ГП РФ, 2002.
2. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М.: УРАО, 2002.
«Уголовное право», 2014, N 1

 

 

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал