.

Законодательство Аргентины об охране животных: некоторые аспекты

Большой интерес к зарубежному законодательству и практике регулирования взаимодействия общества и природы, в том числе животного мира, продиктован не только стремлением сравнить состояние российского и зарубежного права, но и желанием применить положительный опыт других государств. Как отмечают зарубежные правоведы X. Кох, У. Магнус и П. Линкер фон Моренфельс, «сравнение различных решений, предлагаемых действующими правопорядками, позволяет, во-первых, точнее уяснить суть по-разному регулируемых ими социальных проблем и, во-вторых, определить, какое из этих решений является оптимальным»*(1).

Согласно положениям п. 1 ст. 137 Гражданского кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Соответственно животные признаются объектом прав. При этом при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности (п. 2 ст. 137 ГК РФ).

Но в мире существуют и иные подходы к этой проблеме. Так, в законодательстве Аргентины животные не признаются ни объектом (поскольку живое существо не может быть объектом), ни субъектом права (поскольку они недееспособны). В этом контексте аргентинский опыт правового регулирования прав на животных представляет определенный интерес для отечественной правовой науки.

Рассмотрим некоторые общие положения аргентинского законодательства об охране животных.

 

Источники правового регулирования прав на животных

 

В вопросе законодательного регулирования прав на животных аргентинский законодатель пошел по пути закрепления соответствующих норм в общегосударственных законах:

— Конституции Аргентины*(2);

— Гражданском кодексе Аргентины 1869 г.*(3);

— Законе от 27 сентября 1954 г. N 14.346 «Об охране животных от актов жестокости»*(4);

— Законе от 5 марта 1981 г. N 22.421 «Об охране и сохранении дикой фауны»*(5);

— Законе 1980 г. N 22.351 «О национальных парках, национальных резервациях и природных заповедниках»*(6);

— Законе от 9 декабря 1997 г. N 24.922 «О федеральном режиме рыбной ловли»*(7);

— Законе от 25 сентября 1948 г. N 13.273 «Об охране лесных богатств»*(8).

Положения ст. 41 Конституции Аргентины вменяют властям в обязанность следить за соблюдением права граждан на здоровую сбалансированную, адаптированную для человеческого развития среду обитания — в указанном формате власти должны следить за рациональным использованием природных ресурсов, за сохранением природных ценностей и биологического разнообразия, частью которого признаются животные.

Упомянутые законы согласно положениям абз. 3 ст. 41 Конституции Аргентины закрепляют минимальные требования к защите окружающей среды. Для выполнения этих требований провинции вправе устанавливать необходимые нормы, которые создают правовые предписания в рассматриваемой области и не должны нарушать юрисдикцию местных органов власти. Примером таковых могут служить: Закон провинции Сальта от 12 января 1981 г. N 5.718 «О бродячих животных»*(9) и Правила города Сальта провинции Сальта от 15 декабря 1997 г. N 7.846 «О животных-компаньонах»*(10). Необходимо отметить, что все перечисленные нормативные акты приняты с учетом требований Всеобщей декларации прав животных и приведены в соответствие с ее положениями.

 

К вопросу о животных как объектах прав

Наиболее часто носителем прав и обязанностей, предусмотренных аргентинским законодательством об охране животных, является собственник (propietario del animal). Однако гражданский кодекс Аргентины не содержит норм о таком объекте права собственности, как животные.

Реже носителями прав и обязанностей в отношении животных являются держатели животного (tenedor del animal). Собственниками (держателями) животных признаются физические либо юридические лица, которые на временной или постоянной основе (в том числе для разведения) содержат животных, торгуют ими, осуществляет над животными опыты.

Анализ положений названных нами ранее актов аргентинского законодательства позволяет заключить, что законодатель разграничивает понятия «животное-компаньон» (animal de compania) и «сельскохозяйственное животное» (animal de trabajo, animal de renta). Те и другие объединяются понятием «домашнее животное», противопоставляемым, как будет показано далее, понятию «дикое животное».

Аргентинское законодательство не содержит определения используемого в законодательных актах понятия «домашние животные» (animales domesticos). Тем не менее право собственности на домашних животных возникает по основаниям, закрепленным в ст. 2524 ГК Аргентины (традиция и проч.), кроме присвоения, захвата (apropiacion) (ст. 2528 ГК Аргентины).

Путем присвоения (захвата) приобретается право собственности на животных, выступающих объектом охоты*(11) или рыбной ловли*(12) в морях, реках и судоходных озерах (например, проживающих в приближающемся к дикому состоянии в национальных парках), а также диких животных (los animales salvajes) и животных одомашненных, но вновь приобретших свободу (los domesticados que recuperen su antigua libertad, ст. 2527 ГК Аргентины).

В случае преследования охотником убегающего дикого животного иное лицо, захватившее его первым, обязано передать его преследователю (ст. 2541 ГК Аргентины).

Охота разрешается в пределах как собственного, так и чужого неогороженного и необрабатываемого земельного участка согласно действующим законодательным предписаниям (ст. 2542 ГК Аргентины).

Животные, выступающие предметом охоты на чужом (огороженном, обрабатываемом) земельном участке без разрешения хозяина, принадлежат собственнику такого участка. Охотник обязан также возместить причиненный собственнику участка вред (ст. 2543 ГК Аргентины).

Рыбы, плавающие во внутренних и территориальных морях, реках и судоходных озерах, подлежат присвоению частными лицами (п. 1 ст. 2343 ГК Аргентины). Каждый вправе ловить рыбу в водах общего пользования. Владелец земельного участка, расположенного на берегу реки (иного водоема), вправе ловить рыбу в этом районе до середины реки (ст. 2548 ГК Аргентины).

Положения ст. 2545 ГК Аргентины предусматривают следующее положение относительно сельскохозяйственных животных: когда пчелы улетают от собственника и создают улей на дереве, находящемся в собственности другого лица, предполагается, что они возвращаются в свое естественное состояние, поэтому, если собственник их не преследует, они принадлежат любому, кто их поймает. Если рой пчел улетает на чужой (огороженный или обрабатываемый) земельный участок, преследующий его хозяин не вправе забрать их без согласия собственника этого участка (ст. 2546 ГК Аргентины). Рой пчел подлежит присвоению частными лицами, если их собственник немедленно не требует их возврата от лиц, у которых они оказались (п. 2 ст. 2434 ГК Аргентины).

Закон «Об охране животных от актов жестокости» не конкретизирует понятие «дикое животное» (animal feroz, animal salvaje), а Закон «Об охране и сохранении дикой фауны» под дикими животными» понимает, во-первых, диких животных, содержащихся в неволе под контролем человека (control del hombre, en cautividad); во-вторых, диких животных, свободно проживающих в естественных или искусственных природных условиях независимо от человека; в третьих, одичавших домашних животных domesticos convertidos en cimarrones (ст. 3 ГК Аргентины).

Одомашненные дикие животные, как и домашние, не подлежат присвоению, даже если они убежали от хозяина и захвачены третьим лицом в пределах его владений (ст. 2528 ГК Аргентины). Статья 2544 ГК Аргентины гласит, что когда лицо, содержавшее вновь приобретшее свободу одомашненное животное, преследует его, чтобы возвратить себе, никто не вправе захватить его либо охотиться на него.

Согласно положениям Закона «О национальных парках, национальных резервациях и природных заповедниках» автохтонная дикая фауна (кроме рыб и иных водных видов животных), живущая на землях, находящихся в государственной собственности в пределах национальных парков, национальных резерваций и природных заповедников, принадлежит последним на праве частной собственности. Если такие животные покидают территории, находящиеся в государственной собственности, они приобретают статус бесхозяйной вещи, кроме случаев, когда их выманили умышленно, обманом, мошенничеством, силой, с незаконным превышением полномочий (ст. 13).

Приведенные классификации животных имеют практическое значение, поскольку в зависимости от места в ней различается объем прав и обязанностей собственника (держателя) домашних животных и диких животных, содержащихся в неволе.

 

Права и обязанности собственника (держателя) домашних животных

 

Аргентинское законодательство об охране животных закрепляет перечень обязанностей, лежащих на собственнике (держателе) домашнего животного, а также очерчивает круг запретов, практически не останавливаясь на правах владельцев и собственников животных. Использование такого способа формулирования правовых предписаний можно, видимо, объяснить спецификой регулируемых отношений: животных не признают объектом прав в силу того, что они являются живыми существами, и одновременно их нельзя признать субъектами прав в силу отсутствия дееспособности.

Применительно к домашним животным Закон «Об охране животных от актов жестокости» запрещает плохое обращение с животными и акты жестокости. Плохим обращением со стороны любого лица согласно положениям ст. 2 этого акта признается:

1) непредоставление животному достаточного количества качественной пищи;

2) понуждение животного к работе (в том числе сверх его физических возможностей без необходимого отдыха сообразно с климатическими условиями, а также в случаях, когда животное находится в неподходящем для работы физическом состоянии):

— посредством инструментов, не просто стимулирующих его работоспособность, но и причиняющих ему ненужные страдания и болезненные ощущения;

— с помощью наркотических веществ, используемых в иных, чем терапевтические, целях;

3) использование в упряжке, если это заведомо превосходит силы животного (ст. 2).

В качестве актов жестокости в силу ст. 3 Закона «Об охране животных от актов жестокости» квалифицируются:

1) вивисекция с иными, чем научные, целями со стороны лиц, не имеющих для этого достаточного образования и надлежащего разрешения;

2) изменение каких-либо частей тела животного, кроме случаев, когда изменение производится: для улучшения внешнего вида животного, с целью клеймения, из гигиенических соображений (например, купирование ушей) или из сострадания (например, операция);

3) оперирование без анестезии и лицами, не имеющими медицинского (ветеринарного) образования, с иными, чем терапевтические, целями, кроме случаев, когда оперативное вмешательство оправдано чрезвычайными обстоятельствами (например, спасение жизни животного);

4) эксперименты над животными, квалифицируемые по зоологической шкале необходимости как операции высшей степени сложности;

5) оставление животных, использовавшихся в экспериментах, на произвол судьбы;

6) убой стельных животных, когда их положение очевидно, кроме случаев, когда это производится в рамках закона в промышленных масштабах;

7) намеренное истязание животных, причинение им ненужных страданий, убийство из садистских побуждений;

8) проведение публичных или закрытых боев животных, в особенности боев быков, а равно пародий на них, сопряженных с убийством, жестокостью.

Таким образом, собственнику домашнего животного вменяется в обязанность хорошее обращение с животным, противопоставляемое приведенным запретам.

Кроме того, согласно положениям ст. 1124 и 1126 ГК Аргентины собственник домашнего животного обязан возместить причиненный им вред, в том числе в случаях, когда животное находилось под надзором подвластных ему лиц (несовершеннолетних детей и т.д.), а также в случаях, когда такое поведение обычно не свойственно животным данного вида. В этом случае отказ собственника от права собственности на животное не влечет освобождения его ответственности (ст. 1131 ГК Аргентины). Собственник освобождается от ответственности за действия животного, если причинение вреда стало результатом действий третьих лиц (ст. 1125 ГК Аргентины), действия непреодолимой силы или действий потерпевшего (ст. 1128 ГК Аргентины).

Вред, причиненный животным животному другого собственника (держателя), возмещается хозяином животного, причинившего вред, если такое животное спровоцировало противника на драку. В обратном случае хозяин животного, которому причинен вред, утрачивает право на возмещение (ст. 1130 ГК Аргентины).

На собственника возлагается также ряд других обязанностей:

1) регистрировать животное с привлечением лиц, внесенных в реестры, ведущиеся коллегиями ветеринарных врачей, функционирующими в муниципиях. Такие лица обязаны в течение 15 дней с момента посещения информировать работников службы по контролю за животными об осмотренных ими животных. Каждое зарегистрированное животное должно иметь клеймо, очевидно свидетельствующее о выполнении данной обязанности;

2) выгуливать животное в публичных местах только на поводке и убирать экскременты;

3) делать животному прививки от бешенства, чумы и т.д., периодически проходить ветеринарный профилактический осмотр;

4) в случае нанесения укусов (ран) человеку или другому животному в течение суток сдать животное под наблюдение работников службы по контролю за животными, которые в течение 10 дней принимают решение о состоянии здоровья животного, а в случае обнаружения какого-либо заболевания уведомляют его собственника о возможности заразиться. Если после этого инцидента собственник отказывается от животного, на него распространяются правила обращения с бездомными животными. Наблюдение может проводиться также в месте жительства собственника, если: — животное зарегистрировано;

— после первичного осмотра ветеринаром признаков заболевания не обнаружено;

— хозяин может гарантировать контроль над животным и изоляцию его от общества;

5) незамедлительно регистрировать наступление смерти*(13) и случаи инфекционного заболевания животного. С мертвыми животными либо частями их тела, удаленными в результате хирургических операций, надлежит обращаться как с представляющими угрозу (опасными) отходами.

Любое незарегистрированное животное, обнаруженное работниками службы по контролю за животными на дорогах общего пользования без хозяина либо в сопровождении хозяина, но без идентификации, отлавливается ими. Животное без идентификации регистрируется как не имеющее собственника и подвергается вакцинации. Зарегистрированное животное пытаются вернуть собственнику, если его удается отыскать в течение пяти дней. По истечении этого срока животное стерилизуют.

При этом особым образом оговаривается, с одной стороны, обязанность персонала мест временного содержания отловленных в публичных местах бездомных животных гарантировать таким животным безопасность, удобства и предоставление требуемого питания; с другой — обязанности собственника потерявшегося животного, находящегося в месте временного содержания. Если собственник хочет забрать свое животное домой, он должен: доказать право собственности на него согласно нормам действующего законодательства, оплатить расходы, произведенные на содержание его животного, и выплатить соответствующий штраф.

В качестве общего правила устанавливается запрет на эвтаназию животных, кроме случаев, когда это необходимо по состоянию здоровья животного, т.е. когда медикаментозное лечение, в том числе стерилизация, не дало результат. Во всяком случае, необходимо разрешение управляющего соответствующего муниципалитета на проведение эвтаназии ветеринаром и без применения стрихнина.

 

Права и обязанности собственника (держателя) диких животных, содержащихся в неволе

Такие права и обязанности в полной мере определяются распространяющимися на диких животных положениями Закона «Об охране животных от актов жестокости».

Дикие животные находятся также в сфере действия рассмотренных нами положений ГК Аргентины, предусматривающих ответственность за причиненный вред. Вместе с тем характеристики животного, а именно его дикое состояние, обусловливают наличие правила, согласно которому за действия дикого животного всегда отвечает его держатель, даже если не в его силах было избежать причинения вреда, а равно если животное сбежало с привязи без вины лиц, осуществлявших над ним надзор (ст. 1129).

Согласно положениям Закона «Об охране и сохранении дикой фауны» дикие животные, как постоянно, так и временно проживающие на территории страны, а равно их охрана, сохранение и рациональное использование признаются имеющими публичный интерес (interes public). Каждому жителю вменяется в обязанность охрана дикой фауны в рамках, устанавливаемых для такой охраны соответствующими органами (ст. 1).

Тот же акт устанавливает несколько общих запретов. Так, соответствующие органы власти вправе запретить ввоз живых животных какого-либо вида, их эмбрионов, яиц, личинок и др., если это может нарушить экологическое равновесие в стране, повлиять на эффективность экономической деятельности или навредить достижению целей Закона «Об охране и сохранении дикой фауны» (ст. 5).

Одновременно запрещено отпускать на волю содержавшихся в неволе диких животных любого вида, с какой бы целью это ни делалось, без предварительного разрешения компетентных органов власти Республики Аргентины или провинций (ст. 6).

Также без разрешения компетентных органов власти Республики Аргентины запрещается ввозить из других стран продукты жизнедеятельности каких-либо диких животных, если охота, торговля, владение, держание и передача титула на них запрещена в регионе их естественной среды обитания (ст. 7). В некоторых муниципиях в приведенном выше формате запрещено содержание и торговля дикими, экзотическими животными и животными, находящимися под угрозой исчезновения.

Собственник земельного участка, расположенного в сельской местности (el propietario del campo), вправе использовать населяющих его на временной или постоянной основе животных по своему усмотрению, но рационально, ограничивая использование стремлением гарантировать сохранение имеющихся видов (ст. 8).

Охота на диких животных в принципе допускается, но может быть ограничена по мотивам необходимости охраны и сохранения отдельных их видов либо общественной безопасности. Во всяком случае, для проведения охоты необходимы:

1) разрешение собственника (администратора, владельца, держателя) национальных парков, природных заповедников и национальных резерваций, в которых разрешена охота на проживающих в них диких животных;

2) лицензия охотника, подтверждающая наличие у него соответствующих охотничьих знаний, умений и навыков (ст. 16).

На собственника (администратора, владельца, держателя) возлагается обязанность предоставлять охотнику соответствующие документы на убитое им животное, которые позволят ему транспортировать такое животное или продать его в другую провинцию. При продаже или уступке прав на животных, выступающих объектом охоты, передаче в обязательном порядке подлежат также документы на такое животное (ст. 11).

В целях сохранения природной среды обитания диких животных работы по созданию или восстановлению инфраструктуры, сопровождающиеся вырубкой лесов, осушением либо затоплением земель, изменением русла рек, возведением плотин и т.д., а равно с использованием вредных и отравляющих веществ, проводятся по согласованию и с предварительного разрешения соответствующих органов власти Республики Аргентины и провинций (ст. 13, 14).

В приведенном формате охраняются государством лесные массивы, которые ввиду своего расположения, в совокупности либо по отдельности, служат в том числе сохранению видов растений и животных, существование которых признано необходимым п. «д» ст. 8 Закона «Об охране лесных богатств».

Контроль за санитарным состоянием диких животных, ввозимых из других стран, а также бывших объектом международной или межпровинциальной торговли, возлагается на Национальную службу санитарии животных, а также соответствующие службы провинций, которым надлежит принимать меры, направленные, среди прочего, на проведение следующих мероприятий:

1) создание в первоочередном порядке резерваций и питомников автохтонных видов диких животных с целью их сохранения для потомства;

2) создание государственных и частных заповедников и зоологических садов для рекреации туристов, спортивного и культурного отдыха, в том числе лукративных;

3) разведение в неволе диких животных для экономического использования (ст. 19).

В случае когда автохтонное животное какого-либо вида находится под угрозой исчезновения или значительно сократилось по численности, органы государственной власти Республики Аргентины при содействии провинциальных органов власти принимают срочные меры для предотвращения вымирания вида. Они вправе запретить охоту и вывоз исчезающих видов в другую провинцию и за пределы национальной территории (ст. 20); упорядочить и гармонизовать охрану и сохранение дикой фауны сообразно использованию природных ресурсов, составляющих природную среду их обитания; установить правовые предписания, касающиеся вопросов использования химикатов, иных вредных веществ; предотвращения загрязнения или деградации окружающей природной среды в такой степени, которая угрожает жизнедеятельности дикой природы; создать Реестр нарушителей действующего законодательства в рассматриваемой сфере; содействовать заключению международных и межпровинциальных соглашений по вопросам взаимодействия в сфере охраны дикой фауны; содействовать реализации научных исследований диких животных как составной части природных ресурсов (ст. 22).

Согласно положениям ст. 18 Закона «О национальных парках, национальных резервациях и природных заповедниках» администраторы указанных территорий в рамках вверенных им управленческих функций вправе и обязаны:

1) поддерживать в природном состоянии и обеспечивать их целостность, для чего возвращать в случае необходимости сбежавших животных;

2) разрешать спортивную охоту и рыбную ловлю экзотических пород животных и рыб согласно закону и в случаях, когда это обусловлено биологическими, техническими или научными потребностями;

3) содействовать научным исследованиям, а равно периодической переписи их обитателей, анкетированию посетителей и инвентаризации природных ресурсов;

4) преследовать правонарушителей согласно закону;

5) разрешать проведение реконструкции парковых и иных зон, проводимой таким образом, который не нарушает существующий природный ландшафт и сложившиеся экосистемы, а равно не провоцирует загрязнение окружающей среды;

6) устанавливать режим доступа, пребывания и прохода по соответствующим территориям и проведения на них рекреативных мероприятий и соответствующего контроля;

7) осуществлять планирование необходимых для прохода по территориям пешеходных дорожек, не меняющих окружающих природных красот охраняемых территорий, и мест, редко посещаемых животными, и поэтому предназначаемых в качестве наблюдательных пунктов, позволяющих посетителям наблюдать панорамные виды животных и растений;

8) разрешать строительство (в том числе с привлечением частных инвестиций) и деятельность отелей, санитарных постов, кемпингов, парковок, иной обслуживающей туристов и отвечающей нуждам национальной безопасности инфраструктуры;

9) содействовать развитию соответствующих территорий посредством строительства дорог, мостов, школ, системы коммуникаций и др.;

10) сохранять леса, имеющиеся на соответствующих территориях, для чего осуществлять администрирование вверенными лесными богатствами с возможностью пользования ими, бороться с пожарами с привлечением всех необходимых для этого средств и т.д.

Таковы вкратце основные направления правовой регламентации осуществления человеком прав в отношении животных в законодательстве Аргентины.

 

* * *

 

В заключение отметим, что отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях научно-технического прогресса эта сторона человеческого бытия из морально-этической переходит в плоскость нравственно-экономическую. При этом проблемы, связанные с отношением человека к животным, продолжают требовать осмысления и решения. И важное место в работе в этом направлении занимает деятельность, направленная на гуманизацию обращения с животными и выработку фундамента, необходимого для этичного обращения с животными (при отлове, содержании в неволе и усыпления бездомных животных, обезболивании и умерщвлении экспериментальных животных, использовании сельскохозяйственных, цирковых животных), столь необходимая для избавления человечества от агрессивности в поведенческих функциях.

 

Список литературы

 

1. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006.

2. Кох X., Магнус У., Линкер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2001.

 

К.М. Беликова,

доктор юридических наук,

доцент кафедры гражданского

и трудового права РУДН

 

«Законодательство», N 11, ноябрь 2012 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Кox X., Магнус У., Линкеp фoн Мopенфельс П. Междунаpoднoе частнoе пpавo и сpавнительнoе пpавoведение. М., 2001. С. 324.

*(2) См.: Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006. С. 14-50.

*(3) Codigo Civil Argentino de 1869 // http://www3. usal.es/~derepriv/refccarg/ccargent/codciv.htm (дата обращения здесь и далее — 21 января 2012 г.).

*(4) Ley Nacional 14.346 de protecciona los animales contra actos de crueldad, 27 de septiembre de 1954.

*(5) Ley Nacional 22.421 de proteccion y conservacion de la fauna silvestre, 5 de marzo de 1981.

*(6) Ley Nacional 22.351 de Parques Nacionales, Reservas Nacionales y Monumentos Naturales, 12 de diciembre de 1980.

*(7) Ley Nacional 24.922 de regimenfederal de pesca, 9 de diciembre de 1997.

*(8) Ley 13.273 de defensa de la riqueza forestal, 25 de septiembre de 1948.

*(9) Ley 5.718 de animales sueltos, 12 de enero de 1981. Provincia de Salta. Argentina.

*(10) Ordenanza de cuidad de Salta 7.846 de animales de compania, 15 de diciembre de 1997. Provincia de Salta. Argentina.

*(11) Согласно положениям ст. 2540 ГК Аргентины охота — это способ захвата охотником находящегося в своем естественном состоянии дикого животного — мертвого, живого или попавшего в расставленную ловушку. Согласно положениям ст. 15 Закона от 5 марта 1981 г. N 22.421 «Об охране и сохранении дикой фауны» охота — это действие человека, использующего оружие (иные средства) для поимки представителей животного мира с целью подчинения их своей власти либо власти третьего лица.

*(12) Рыбная ловля — это способ захвата рыбы рыболовом либо непосредственно, либо с использованием рыболовных сетей (ст. 2547 ГК Аргентины).

*(13) О фактах нахождения мертвых животных на улицах городов обязаны сообщать также сборщики мусора.

 

Законодательство, № 11, 2012

Перейти на Главную

 

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал