gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Законодательство Испании об охране животных. * Юрист о домашних животных

Законодательство Испании об охране животных.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ ОБ ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ: ОБЩИЕ ПОХОДЫ

К.М. БЕЛИКОВА

Уже не первый год защитники животных в нашей стране пытаются добиться справедливого и гуманного правового регулирования вопросов, связанных с их обитанием в человеческом социуме. Поскольку эти попытки пока не привели к ощутимым результатам, остается актуальным изучение зарубежного опыта. В статье доцента кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, доктора юридических наук, доцента К.М. Беликовой обобщен опыт законодательства Испании. Автор рассматривает наиболее важные практические вопросы: могут ли животные-компаньоны, сельскохозяйственные животные, дикие животные, содержащиеся в неволе, быть объектами прав; каковы права и обязанности держателя (владельца) животного; кто устанавливает ограничения.

Согласно положениям статьи 137 Гражданского кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Соответственно, животные признаются объектом прав. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности (п. 2 ст. 137).

В законодательстве Испании (как и в законодательстве Аргентины) животные не признаются ни объектом (поскольку живое существо не может быть объектом), ни субъектом права (поскольку они не дееспособны). В этом контексте рассмотрение испанского опыта правового регулирования прав на животных представляет определенный интерес для отечественной правовой науки. Как отмечают зарубежные правоведы Х. Кох, У. Магнус и П. Линкер фон Моренфельс, «сравнение различных решений, предлагаемых действующими правопорядками, позволяет, во-первых, точнее уяснить суть по-разному регулируемых ими социальных проблем и, во-вторых, определить, какое из этих решений является оптимальным» . Рассмотрим некоторые общие положения испанского законодательства об охране животных.

Источники правового регулирования прав на животных

Законодательство Испании об охране животных включает в себя все разнообразие нормативных актов — от законов, обеспечивающих единообразие регулирования на всей территории государства (Законы от 23 декабря1999 г. N 50/1999 о правовом режиме держания потенциально опасных животных, от 3 апреля2007 г. N 5/2007 о сети национальных парков, от 27 октября2003 г. N 31/2003 о сохранении дикой фауны в зоологических парках, от 25 июня1985 г. N 16/1985 об историческом наследии Испании <4>) до ведомственных актов (утвержденный Королевским декретом от 27 августа1982 г. N 2816/1982 Общий регламент министерства внутренних дел (устанавливает политику в отношении зрелищ и иных рекреационных мероприятий)  и актов местных органов власти (например, Правил муниципии Мадрид о держании и охране животных  и др.).

 

В числе иных актов общегосударственного уровня следует указать действующие в отношении специального направления использования животных королевские Декреты: от 14 марта1988 г. N 223/1988 об охране животных, используемых для экспериментов и в других научных целях, от 27 апреля2001 г. N 441/2001 об охране животных, используемых в животноводстве и от 20 января1995 г. N 54/1995 об охране животных при забое, королевский Декрет от 27 июня1997 г. N 041/1997 об охране животных во время перевозки <7>.

———————————

<7> Real Decreto 223/1988, de 14 de marzo, sobre proteccion de los animales utilizados para experimentacion y otros fines cientificos, Real Decreto 441/2001, de 27 abril, sobre proteccion de los animales en las explotaciones ganaderas и Real Decreto 54/1995, de 20 de enero, relativo a la proteccion de los animales en el momento de su sacrificio o matanza; Real Decreto 041/1997, de 27 de junio, por el que se establecen las normas relativas a la proteccion de los animales durante su transporte // http://www.boe.es/g/es/.

На территории Автономных сообществ (Comunidad autonoma <8> — Андалузии, Арагона, Балеарских и Канарских островов, Кантабрии, Кастильи-ла-Манча, Кастильи-и-Леона, Каталонии, Галисии, Мадрида и др.) действуют собственные законы:

 

Большинство таких законов направлено на охрану домашних животных (animales domesticos), в том числе так называемых животных-компаньонов (animales de compania). Лишь часть охватывает также регулирование охраны диких животных, содержащихся в неволе (например, галисийский Закон N 1/1993 <13>), и животных, используемых в публичных зрелищах (Закон Наварры N 7/1994 <14>). Одним из направлений, избранных законодателем, является стремление регулировать различные аспекты взаимодействия человека и животного мира в целях сохранения окружающей среды, другим — обеспечение гарантий гуманного отношения к животным.

 

Животные как объекты права собственности

В соответствии с Конституцией Испании осуществление прав собственности ограничивается социальной функцией согласно положениям действующего испанского законодательства. Гражданский кодекс Испании  не содержит нормы о таком объекте права собственности, как животные.

Терминологический ряд нормативных актов, приведенных выше, не отличается единообразием — законодатель оперирует терминами «собственник животного» (propietario del animal), «держатель животного» (tenedor del animal), «владелец животного» (poseedor del animal), «лицо, занимающееся разведением животных» (criador de los animales), «приобретатель животного» (adquirente del animal), не разъясняя их. Анализ положений приведенных актов позволяет заключить: наиболее часто носителями прав и обязанностей, предусмотренных испанским законодательством об охране животных, являются держатель и владелец животных. Ими признаются каждое физическое или юридическое лицо, которое на временной или постоянной основе содержит животных (в том числе для разведения), торгует ими, занимается их перевозкой, эксплуатирует скотобойни, отели и пансионы для животных, станции скорой помощи, зоо- и национальные парки, осуществляет над животными опыты. Держатель (владелец) животного нередко считается его собственником. Под домашними испанский законодатель понимает животных, живущих в компании с человеком или в зависимости от него, различая животных-компаньонов и служебных животных (los domesticos de abasto, trabajo o renta). Животные-компаньоны — те, кому человек дает приют, преимущественно в своем доме, не преследуя при этом цели извлечения прибыли, держа их в качестве компаньонов. Служебные животные проживают отдельно от человека, но содержатся, разводятся или откармливаются им для собственного пропитания, выполнения работ (например, сельскохозяйственных) или извлечения выгоды иным способом. Права и обязанности по отношению к таким животным возникают у их держателя (владельца), каковым может быть как хозяин, так и содержатель приюта для бездомных или потерявшихся домашних животных, и у собственника.

Положения статьи 612 ГК Испании относительно сельскохозяйственных животных предусматривают следующее: собственник роя пчел вправе преследовать его на чужом земельном участке. При этом он обязан возместить владельцу участка причиненный преследованием ущерб. Если участок огорожен, проникновение на него с целью преследования возможно только с согласия его хозяина. Если собственник не преследует рой пчел или прекращает преследование в течение следующих с момента их улета двух дней, владелец участка вправе захватить либо удержать их.

Собственник прирученных животных может в течение 20 дней с момента их захвата иным лицом подать против захватчика иск. По истечении указанного срока животные считаются принадлежащими лицу, поймавшему и удерживающему их. Голуби, кролики и рыбы, перешедшие от лица, разводившего их, к иному лицу, являются собственностью последнего при условии, что он не ловил их с помощью каких-либо устройств или посредством обмана (ст. 613 ГК).

На диких животных, содержащихся в государственных и частных зоологических парках, на постоянной основе открытых для публики (ст. 2 Закона от 27 октября2003 г. N 31/2003), распространяется правило, закрепляемое положениями статьи 465 ГК Испании. Возможность возникновения на таких животных права владения связывается законодателем с осуществлением со стороны какого-либо лица власти над ними. Приручаемые животные считаются домашними, когда приобретают привычку возвращаться в дом владельца (poseedor). Носителями прав и обязанностей применительно к цирковым животным и животным, используемым в научных целях, является их держатель или лицо, во владении которого (bajo la posesion del cual) они проживают.

Дикие животные, проживающие в природных зонах, в том числе садах и парках, составляющих историческое наследие Испании (ст. 2 Закона от 25 июня1985 г. N 16/1985), принадлежат всему испанскому народу, составляют объект общенародного имущества.

Правило, закрепляемое положениями статьи 465 ГК Испании, распространяется в настоящее время на диких животных, проживающих в Национальных парках (Закон от 3 апреля2007 г. N 5/2007 <16>). В числе оснований приобретения права собственности ГК Испании закрепляет присвоение (захват — ocupacion, ст. 609 ГК). Путем присвоения (захвата) приобретается право собственности на подлежащее такому присвоению по своей природе бесхозяйное имущество, каковым признаются животные, являющиеся объектом охоты или рыбной ловли (ст. 610 ГК).

Проводимое указанным выше образом разграничение на типы животных в зависимости от условий их содержания отражается на содержании прав и обязанностей таких животных.

Права и обязанности собственника

(держателя) домашних животных

Испанское законодательство об охране животных закрепляет перечень обязанностей, лежащих на владельце и собственнике домашнего животного, а также очерчивает широкий круг запретов, практически не останавливаясь на правах владельцев и собственников животных. Использование такого способа формулирования правовых предписаний можно, видимо, объяснить спецификой регулируемых отношений.

В числе прав можно указать, например, допустимость перевозки животного различными видами внутреннего и международного транспорта при соблюдении установленных соответствующими актами условий (хозяин должен создать возможность удовлетворения потребности животного в пище, воде, сне, достаточном для размещения пространстве и т.д.). В Законе от 7 ноября2007 г. N 32/2007 об охране животных при их транспортировке, животных, используемых для воспроизводства и т.п., для экспериментов и в иных научных целях и разводимых на убой , указывается: перевозка должна осуществляться в достойных условиях, настолько быстро, насколько это возможно, при наличии питья, еды и отдыха, чтобы избежать ненужных мучений. Работники служб, занимающихся отловом бродячих животных, в числе которых могут оказаться и потерявшиеся домашние, вправе усыпить отловленное животное по истечении установленного в законах Автономных сообществ срока, если его хозяина не удалось найти ввиду отсутствия в организме животного чипа электронной идентификации, либо если хозяин отказался от животного.

Владелец, равно как и лицо, на профессиональной основе занимающееся разведением, дрессировкой, экспериментами, социализацией потенциально опасных животных, временным содержанием как отловленных потерявшихся животных, так и переданных хозяевами на содержание на время отсутствия по причине отпуска (например, временный владелец), обязаны:

— содержать животное в хороших санитарно-гигиенических условиях, обеспечивая обращение сообразно обстоятельствам, в том числе предоставляя требуемую ветеринарную помощь. Кошки и собаки в обязательном порядке подлежат периодической вакцинации от некоторых заболеваний (бешенство, чума и др.), о чем ветеринар выдает владельцу соответствующее свидетельство;

— размещать его в собственном доме или вне его, если исходя из особых свойств, присущих животным данной породы или вида, требуется их содержание в особых условиях, а равно в помещении, предназначенном для временного содержания домашних животных, имеющем статус зоологического центра (nucleo zoologico);

— кормить и поить животное для поддержания его нормального физического состояния;

— оберегать и защищать его от агрессии, ситуаций, создающих угрозу, иных неудобств, исходящих от людей или животных;

— не допускать агрессию животного по отношению к окружающим людям и животным и причинение иного вреда;

— сообщать в соответствующие органы о потере животного.

Собственнику вменяется в обязанность:

— получать разрешения и лицензии государственного образца, подтверждающие, что он является владельцем того или иного животного. Собаки, кошки, иные домашние животные подлежат идентификации с помощью электронной системы идентификации, имплантируемой ветеринарами не позднее трех месяцев с момента рождения животного;

— регистрировать животное согласно установленному действующим законодательством порядку (животное подлежит внесению в Муниципальный реестр домашних животных по месту жительства хозяина).

Закрепляются также обязанности работников ветеринарных клиник: вести учет владельцев животных, обращающихся за помощью, в том числе обязательной (например, вакцинация) и предъявлять их по требованию представителей органов власти, а также сообщать в органы государственной власти о ставших известными им фактах нарушения действующего законодательства об охране животных.

Общие запреты, направленные на обеспечение гарантий гуманного отношения к животным, сводятся к следующему: нельзя плохо обращаться с животным, применять к нему меры физического воздействия, необоснованно причинять страдания, выбрасывать на улицу, содержать в местах, не предназначенных с точки зрения санитарно-гигиенических условий для проживания животных, а равно местах, не позволяющих осуществлять надлежащий контроль и надзор, а также содержание в которых очевидно причиняет беспокойство соседям, наносить увечья для улучшения эстетических свойств животного, кроме производящихся ветеринарами, исходя из сложившейся практики и характеристик, присущих животным данной породы или вида (например, купирование ушей, хвоста и др.), манипулировать животным, чтобы сделать его внешний вид более привлекательным для участия в конкурсах, смотрах и т.д., постоянно держать на привязи (кроме случаев, установленных законом), дарить животных в целях рекламы, проводить на животных эксперименты, сдавать в испытательные лаборатории и клиники без предоставления гарантий, устанавливаемых применимым законодательством. Любые необходимые эксперименты, способные причинить боль, страдания, вред или смерть, проводятся с предварительного разрешения компетентного Муниципального совета и под наблюдением и при участии ветеринаров. Они могут проводиться только в целях нахождения способов борьбы с человеческими заболеваниями, защиты природной окружающей среды во имя сохранения здоровья или благополучия человека, научных исследований и др. (ст. 2 королевского Декрета от 14 марта1988 г. N 223/1988).

Концепция Закона2007 г. N 32/2007 основывается на представлении о лабораторных животных как о «живых существах, способных чувствовать» (seres vivos sensibles). О результатах опытов необходимо периодически информировать компетентные государственные органы. Животные, не способные вследствие экспериментов вернуться к нормальной жизни, быстро и безболезненно усыпляются. Центры, использующие животных для экспериментов и в иных научных целях, обязаны сотрудничать с комитетами по этике экспериментов над животными (comites eticos), деятельность которых нацелена на осуществление контроля и надзора над благополучием животных, находящихся в таких центрах. Нельзя продавать животных лицам младше 16 лет и недееспособным лицам без разрешения родителей, опекунов (попечителей). Также запрещается осуществлять продажу животных вне мест, специально предназначенных для этого, давать им лекарственные средства и препараты, способные вызвать мучения или причинить вред, заставлять работать сельскохозяйственных животных, не достигших шестимесячного возраста, и больных животных, а равно привлекать их к непосильному для них труду, использовать одних животных в качестве дрессировщиков, натаскивающих других животных для участия в боях, привлекать животных к участию в выставках, цирковых представлениях, рекламе, народных гуляньях и иных мероприятиях, если это причиняет им страдания, боль или заключается в их противоестественном использовании.

В большинстве автономных сообществ запрещены публичные зрелища, чью основу составляют бои различных видов животных, в ходе которых животные могут испытывать страдания. Особым образом запрещаются собачьи бои. Петушиные бои допустимы в местах разведения, однако запрету подвергается участие в них селекционных и экспортируемых пород. Голубиные бои допускаются с разрешения Муниципального совета, если носят характер спортивных состязаний и проводятся под эгидой соответствующих федераций. Запрещается использовать животных в качестве живых мишеней на ярмарках, при участии в конкурсах и состязаниях. Вместе с тем ни в коем случае не запрещаются традиционные зрелищные мероприятия, в частности бои быков (однако коррида должна проводиться в установленных законом рамках с предварительного разрешения компетентного в вопросах зрелищных мероприятий органа Департамента).

Объектом кино-, фотосъемок и показа по телевидению, в том числе в качестве рекламной продукции, фрагментов, содержащих сцены жестокости, плохого обращения, мучений животных всегда является муляж, а не живое животное, о чем делается особая отметка в титрах. Съемки всегда производятся с предварительного разрешения компетентного органа Автономного сообщества, чьи служащие в любое время вправе провести проверку по данному факту.

Права и обязанности собственника диких животных,

содержащихся в неволе и в домашних условиях

Формулируя в немногочисленных законах Автономных сообществ правовые предписания, очерчивающие круг прав и обязанностей лиц, признаваемых владельцами и собственниками диких животных, содержащихся в неволе, испанский законодатель распространяет на них значительную часть норм, действующих в отношении домашних животных, — обязанности владельца (собственника) и общие запреты, которых необходимо придерживаться в ходе взаимных отношений человека и животного. Например, владелец или собственник, надлежащим образом уведомленный Службой по отлову бродячих и потерявшихся (в том числе диких) животных о том, что принадлежащее ему животное найдено, вправе забрать его. Если надлежащим образом уведомленный собственник не явился, либо собственник отсутствует, работники Службы вправе принять решения об усыплении или стерилизации отловленного животного. Вместе с тем внимание акцентируется на некоторых особенностях. Так, специальные запреты касаются содержания опасных для человека животных в местах, не снабженных надлежащим ограждением; перевозки их общественным транспортом и выпускания на волю в местах значительного скопления народа. Запрещается держать животных, не адаптированных к проживанию в неволе, кроме случаев, когда это необходимо для целей проведения научных исследований или сохранения редких видов.

Действие ряда законов Автономных сообществ распространяет охрану не только на домашних, но и на диких животных, участвующих в цирковых представлениях. В обязанность владельца таких животных вменяется гуманное обращение с ними; определенные требования предъявляются к содержанию зрелищ с их участием; внимание акцентируется на вопросах питания, санитарно-гигиенических условий проживания и транспортировки животных к месту очередного выступления. Специальным объектом регулирования выступают лошади, участвующие в скачках, корридах, используемые в школах верховой езды и признанные гужевым транспортом (однако на них распространяются приведенные выше положения рассматриваемых актов, действующие в отношении домашних животных). Проведение экспериментов на диких животных не получает специального регулирования в рассматриваемом законодательстве.

Согласно положениям вышеупомянутого Закона N 31/2003 о сохранении дикой фауны в зоологических парках зоопарки обязаны выполнять мероприятия, направленные на поддержание благополучия диких животных, содержащихся в неволе, которые можно, на наш взгляд, рассматривать как обязанности, возлагаемые на лицо, имеющее животное в своей власти:

— размещать животных в условиях, позволяющих им удовлетворять свои биологические потребности, и способствующих сохранению их как вида;

— предоставлять каждому виду пространства, необходимые для ведения образа жизни, свойственного ему в природе, особенно для размножения;

— предотвращать распространение болезней и паразитов от животных, проживающих вне зоопарка, к животным зоопарка, и наоборот;

— пресекать возможности побега животных, особенно агрессивных, из зоопарка, в целях предотвращения вероятных угроз экологии и генетических мутаций автахтонных видов, подвидов и экосистем.

Права и обязанности собственника диких животных,

живущих в естественных природных условиях

Общенациональный Закон от 27 марта1989 г. N 4/1989 закреплял обязанности органов публичной администрации по сохранению природной среды обитания и установлению особых режимов в отношении животных, внесенных в Каталог видов, находящихся в угрожающем состоянии. Это виды, находящиеся под угрозой исчезновения в текущих условиях, чувствительные к изменению их природной среды обитания и потому сокращающиеся по численности, уязвимые условиями среды обитания и способные в скором будущем пополнить ряды животных, относящихся к двум предыдущим категориям, представляющие особый интерес с точки зрения науки, культуры, экологии либо в силу своей редкости. В отношении таких диких животных действовал запрет на умышленное причинение им смерти, вреда, беспокойства, создания тревожного состояния, в том числе отлов их живыми, сбор откладываемых ими яиц и выведенного потомства. Одновременно запрещалось владеть, осуществлять трафик и торговлю, в том числе международную, живыми или мертвыми видами диких животных, а также их останками (ст. ст. 26, 29). Эти положения не применялись при наличии предварительного административного разрешения компетентных органов, выдаваемого в случаях, когда применение приведенных положений имеет следствием причинение вреда здоровью и безопасности человека либо охраняемым видам животных; когда это необходимо в связи с проводимым расследованием, в образовательных целях, при повторном заселении используемых территорий новыми видами животных, требуется для выживания детенышей животных, родившихся в неволе, или для предотвращения причинения существенного вреда насаждениям, скоту, лесам, охоте, рыбе и качеству воды, а также несчастных случаев на воздушном транспорте. Если в силу чрезвычайности обстоятельств не удалось получить такое разрешение заранее, о проведенных мероприятиях надлежит немедленно сообщать в компетентный орган, который в установленном порядке проведет административное расследование.

Закреплялись также обязанности компетентных органов Автономных сообществ по сохранению, поддержанию и восстановлению территорий надлежащей протяженности и наполнения, необходимых для проживания остальных, кроме указанных выше животных (ст. ст. 26, 29). В отношении таких животных приведенные запреты не действуют, поскольку применяются иные положения — горное законодательство, правовые предписания о континентальной охоте или рыбной ловле, а также положения главы III раздела IV рассматриваемого Закона, касающиеся этих вопросов (п. 1 ст. 28). Последние предусматривали следующие правила. Охота и рыболовство в континентальных водах допускаются только в специально отведенных для этих целях местах — охотничьих (рыболовных) хозяйствах (угодьях — piezas de caza o pesca). Охотничьи хозяйства надлежало создавать образом, не препятствующим и не предотвращающим циркуляцию животных, проживающих на территориях парков, природных резерваций, природных заповедников, особо защищаемых территорий и национальных парков. Характер поверхности таких территорий (имеются в виду устанавливаемые стационарно ловушки, силки и т.д.) и геометрическая форма охотничьих хозяйств должны были отвечать условиям, нацеленным на избежание риска эндогамии на охватываемых ими территориях.

Таким образом, охота и рыболовство осуществлялись способами, гарантировавшими сохранение и поддержание на должном уровне благосостояния видов животных, выступающих объектом охоты (рыболовства), в связи с чем компетентные органы власти определяли, в каких территориальных и водных пределах и в какое время (охотничий и рыболовный сезоны для каждого из видов охраняемых животных) можно охотиться и ловить рыбу. Запрещалось использование охотниками (рыболовами) средств массовой ловли или уничтожения животных, не нацеленных на избирательный отлов или причинение им смерти, в том числе силков и ловушек, которые могут привести к локальному исчезновению либо серьезному нарушению мирных условий жизни того или иного вида. Запрещалась охота в брачный период, период нереста и выращивания молодняка, а также возвращения в места рождения мигрирующих видов животных. Объектом торговли могли выступать только виды животных, прямо указанные в законе. По мотивам биологического характера допускалось введение временных мораториев или специальных запретов на проведение охоты (рыбной ловли). Под запретом находились некоторые разновидности охоты, сопряженные с причинением животным неизбежных страданий. Во всяком случае, собственник таких территорий был вправе осуществлять проверку аккредитации охотников (рыболовов), которая подтверждается внесением в Государственный реестр охоты и рыболовства информации о:

— лицах, сдавших соответствующий экзамен, подтверждающий наличие соответствующих знаний, умений и навыков в сфере охоты и рыболовства;

— состоянии парков, природных резерваций, природных заповедников, особо защищаемых территорий и национальных парков и охотничьих хозяйств (рыболовных угодий), в том числе произведенном в ходе охоты (рыбалки) уменьшении численности животных;

— конкретных результатах охоты (рыбалки) каждого охотника (рыболова);

— совершенных в ходе охоты (рыбалки) правонарушениях (ст. ст. 33 — 35).

В2007 г. эти положения были отменены положениями Закона от 3 апреля2007 г. N 5/2007, посвященного вопросам администрирования и квалификации парков в качестве национальных. С этих пор соответствующее регулирование, как удалось выяснить в ходе исследования, осуществляется законами о сохранении дикой флоры и фауны в Автономных сообществах (Мадрид и др.), основывающимися на сходных положениях.

В отношении национальных парков также действует вышеупомянутый Закон об охоте1970 г., рассматривающий их наряду с охотничьими хозяйствами, национальными охотничьими резервациями, зонами безопасности и др. в качестве территорий, в отношении которых действует особый режим (regimen de aprovechamiento especial), противопоставляемый режиму общего пользования (regimen de aprovechamiento comun). Режим общего пользования предоставляется территориям, не снабженным указателями, явно свидетельствующими о том, что на них распространяется особый режим, и сельским территориям, на которые практически имеющийся доступ не запрещен какими-либо указаниями на действующий запрет. Охота на таких территориях осуществляется без каких-либо ограничений в рамках Законов об охоте, об оружии и других актов, устанавливающих правовые предписания в рассматриваемой области. Охота на территориях особого режима допускается при наличии предварительного разрешения компетентных органов и по плану использования и развития соответствующих территорий, в национальных парках, например, с разрешения Службы континентального рыболовства, охоты и администрирования национальных парков. С теми или иными модификациями на данные территории можно, на наш взгляд, распространить сказанное относительно парков, природных резерваций, природных заповедников и особо защищаемых территорий.

Представители публичной администрации обязаны в целях сохранения природного разнообразия придерживаться в своей деятельности следующих принципов:

— сохранять и поддерживать природную среду обитания видов и принимать дополнительные меры вне ареала обитания каждого из видов животных;

— не допускать попадание и распространение видов или подвидов животных, чуждых автохтонным, в степени, позволяющей им составить конкуренцию охраняемым видам животных, способной повлиять на их генетическую чистоту или экологическое равенство;

— устанавливать приоритет эндемических видов животных, а также ареал обитания которых очень ограничен, и мигрирующих животных (ст. 27).

Таковы вкратце основные направления правовой регламентации осуществления человеком прав в отношении животных в законодательстве Испании. В заключение отметим: отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. Например, Махатма Ганди отмечал: «Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным». В условиях же научно-технического прогресса данная сторона человеческого бытия из морально-этической переходит в плоскость нравственно-экономическую. Проблемы, связанные с отношением человека к животным, продолжают требовать осмысления и решения. И важное место в работе в таком направлении занимает деятельность по гуманизации обращения с животными и выработке фундамента, необходимого для этого (при отлове, содержании в неволе и усыпления бездомных животных, обезболивании и умерщвлении экспериментальных животных, использовании сельскохозяйственных, цирковых животных), что так необходимо для избавления человечества от агрессивности в поведенческих функциях.

(«Законодательство и экономика», 2013, N 1)

Перейти на Главную

Интересная информация? Поделись с друзьями!

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал