.

О.В.Саратова. Структура личности преступника, совершившего преступление, связанное с жестоким обращением с животными

Чтобы войти в историю, мало родиться физически — так рождается животное, но оно в историю не входит. Нужно как бы второе, социальное рождение. Человек рождается не как абстрактный человеческий организм, а как помещик или крестьянин, как буржуа или пролетарий, — это главное. Только эта социальная и историческая локализация делает его реальным и определяет содержание его жизненного и культурного творчества . З. Фрейд.

«Личность преступника — наиболее широкое и емкое понятие, выражающее социальную сущность лица, сложный комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями и в той или иной
мере определившие совершение преступления»  [2.— С. 234].

Думается,  верно установлены основные факторы, формирующие личность, динамичность их и связь с преступлением. Но хотелось бы отметить, что в указанном толковании личности преступника не хватает небольшого уточнения, а именно отсутствует упоминание об уголовно-правовых признаках такой личности. Дело в том, что пока остается не ясным соотношение личности преступника и личности виновного как понятий, охватывающих, главным образом, те свойства и признаки  индивида, которые имеют значение для определения степени его ответственности [2.— С. 236].

И поскольку данную позицию можно признать господствующей и опосредованно закрепленной в уголовном законодательстве, то, в принципе, с нею можно было бы согласиться. Но при этом остается существенное сомнение в том, что личность преступника и личность виновного — различные понятия, ведь не секрет, что вина, виновность и виновный, имея один корень, должны быть растолкованы одинаково, либо как сущностное явление (вина), либо в качестве производных от него терминов, но в таком случае мы упираемся в вопрос о понятии вины, ее сущности и в то, как она соотносится со всеми теми обстоятельствами, которые учитывает суд при назначении наказания. Также определенную сложность вызывают сами структуры личности преступника и личности виновного, насколько не совпадающими они являются, чего не учитывает суд из того, что входит в личность преступника.
На первый взгляд, кажется, что личность преступника — действительно максимально широкое понятие, которое включает в себя социально полезные, социально нейтральные и  социально негативные характеристики человека, совершившего преступление. Все эти характеристики нужны при определении личности виновного, социально нейтральные — характеризуют субъекта преступления. Данные характеристики находятся в постоянном развитии, те из них, которые имели место до совершения преступления, могут быть деформированы в ту или иную сторону в процессе совершения преступления и после его окончания; равным образом могут вообще исчезать или
возникать некоторые другие характеристики (например, возмещение вреда после совершения преступления). Именно поэтому личность преступника не есть нечто застывшее, стабильное; состояние личности преступника можно рассматривать на определенной стадии расследования или судебного рассмотрения. Отсюда личность виновного и субъект преступления представляют собой два элемента личности преступника, на которые не распространяется классификация в ее формально-логическом понимании. Эти два элемента характеризуются взаимопроникновением: личность виновного определяется только применительно к субъекту преступления , а некоторые социальные свойства личности виновного соотносятся с признаками субъекта преступления [3].
Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод:
1) необходимо четко разделять понятия «субъект преступления» и «субъект уголовной ответственности»;
2) субъект преступления является элементом личности преступника. Понятие личности преступника — начало, исходная позиция криминологической теории личности преступника. Это собирательное научное понятие, по своей роли и функциям в научном криминологическом исследовании такое же, как, например, личность студента, личность спортсмена и т. д. в соответствующих отраслях знаний. Между тем, никто не станет утверждать, что понятие личности студента относимо только к тем, кто хорошо учится и активно участвует в общественной жизни [4].
Общеизвестно, что совершение преступления — это вопрос свободной воли, что люди ищут приятных ощущений и стремятся избегать неприятных, наказание устрашает, уголовные законы должны широко обнародоваться и что с детьми и душевнобольными нельзя обращаться как с преступниками. Проблема, которую исследует автор, насчитывает достаточно примеров,  участниками которых являются жестокие подростки, издевающиеся над животными, и нет гарантий , что впоследствии эти дети не станут жестокими преступниками. Основываясь на этих общечеловеческих понятиях, сложились определенные принципы, которыми руководствуется общество в своей оценке как преступных деяний , так и личности преступника. Они сводятся к следующему:
1) основой социальной деятельности должна быть концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей;
2) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;
3) предупреждение преступности значительно важнее наказания;
4) цель наказания — удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть.
Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется , либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению .
В любом случае, для криминологии главное в  личности преступника — ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или в преступной ситуации порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления.
Криминологический анализ личности совершающих данные преступления предполагает максимальный учет как индивидуальных психологических особенностей, так и социально значимых биологических свойств, которые играют важную роль в механизме человеческого поведения, в частности в механизме преступного деяния.
Криминология накопила определенные знания о факторах и структуре преступного поведения, уже недостаточно изучать только личность преступника, абстрагируясь от соматических и иных биологических черт. «Человек, — писал К.Маркс, — есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо… Эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа» [5].
Автор, изучив литературу советского периода, хотел бы отметить, что в криминологии почти не исследована проблема индивидуальности преступника, более того, она специально даже не обсуждалась. Между тем, в современных условиях интерес к вопросам человеческой индивидуальности возрос,  понятие индивидуальности отделяется от понятия личности. Среди задач комплексного изучения человека вопрос об индивидуальности занимает существенное место [4]. Только учитывая индивидуальность и неповторимость человека, можно понять, почему объективно одинаковые внешние воздействия вызывают у людей разную реакцию. Негативные социальные влияния, например,  могут привести к формированию антиобщественной направленности личности, только взаимодействуя с индивидуальными особенностями человека, в первую очередь — нравственно-психологическими, конкретными условиями его жизнедеятельности, индивидуального бытия. Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, большой предприимчивостью и инициативой. Эти качества в сочетании с негативно-искаженными ценностными ориентациями обычно выделяют лидеров преступных групп. Данные качества можно использовать в профилактике преступлений, исправляя и перевоспитывая преступников. Автор полагает, что индивидуальный подход является, таким образом, существенным моментом предупреждения преступлений, для этого необходимо всестороннее знание и учет особых, индивидуальных качеств каждого человека.

Автор хотел бы более детально рассмотреть и изучить структуру личности преступника, совершающего преступления, связанные с жестоким обращением с животными. В чем отличие именно такой личности от других преступлений, например, насильственных.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что, прежде всего, она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, делающих в свою очередь ее субъектом деятельности , познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии , поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Криминологический анализ лиц, совершающих хулиганские преступления, предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения , включая его преступные проявления. Автор хотел бы отметить, что причиной совершения преступлений являются лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать преобладанию этой причины.
Анализ статистики преступлений, связанных с жестоким обращением с животными, показывает следующее: большинство преступлений данной категории совершаются из хулиганских (75%), корыстных (15%) побуждений, определенная часть их была совершена в присутствии малолетних (2%). Исследования показывают, что нравственное сознание и моральное «воспитание», если это можно так назвать, формируются, как правило, в детском и юношеском возрасте, следовательно, если моделировать портрет преступника, необходимо обращать внимание на такую криминологическую характеристику, как уровень образования преступника, который показывает, что у 75% лиц, привлеченных к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными преобладает средний уровень образования [6].
С учетом вышесказанного и проведенного анализа в структуре личности преступника автор хотел бы выделить ряд подструктур:
-одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное положение;
-вторая подразумевает уровень умственного развития , культурно-образовательный уровень,
знания, умения и навыки;
-в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности , привычки;
-четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
-пятая объединяет биофизиологические признаки — пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (имеются в виду социальные проявления этих признаков )[4].
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника, совершающего данные преступления.
Автор полагает, что изучение личности преступника должно включать в себя непосредственно изучение образа жизни преступников, так как это позволит охватить все многообразие жизнедеятельности человека, его активность, перейти к системному анализу личности преступника, ее формирования, поведения, связей.
Образ жизни — это одно из самых многогранных социальных явлений, в котором, как в фокусе,
преломляются экономические и общественные, психологические и идеологические, нравственные
и иные отношения людей, и немаловажным, по мнению автора, является воспитание.
Криминологическая теория вооружает ученых и практических работников научными знаниями о преступности и связанных с ней явлениях, раскрывает источники и механизмы соответствующих процессов, показывает, как правильно использовать факты , эмпирический материал, как увязать его с теоретическими позициями, как построить правильную, логически стройную систему получения, накопления и обработки этого материала, как рассматривать все это с позиций целостности своего предмета .
Важнейшим обстоятельством научного поиска в области криминологии является практика, ее нужды и потребности.

Значение изучения поднятых проблем очевидно : преступность представляет собой социальное явление , связанное с определенным антиобщественным поведением людей . Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность .
Если криминология — это наука о природе, причинах преступности и мерах ее предупреждения, то и изучение личности преступника, как более частной по отношению к ней проблемы, осуществляется в тех же целях.
Следовательно, анализ личности преступника должен подчиняться общей криминологической задаче , т.е . исследованию причин и механизмов преступного поведения в целях его предупреждения .
ЛИТЕРАТУРА
1. Фрейд З. О психоанализе / З. Фрейд. — М.: Проспект, 2000.
2. Антонян Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян. — М., 1975.
3. Козлов А.П. Понятие преступления / А.П. Козлов. — М.: Юридический центр Пресс, 2004. — 819 с.
4. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника: учебное пособие / Ю.М. Антонян. —
М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.
5. Маркс К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1976. — С. 631.
6. Информационный Центр ГУВД по Воронежской области за 2002 — 2006 гг.

См. также «Личность преступника, совершившего преступление, связанного с жестоким обращением с животными»

Перейти на Главную

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал