.
Решение суда об обязании администрацию построить приют * Правовая зоозащита

Решение суда об обязании администрацию построить приют

Решение

Дело № 2-1857/

г.Златоуст                                         07 ноября 2018 года

Златоустовский городской суд Челябинской области, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Железняк к администрации Златоустовского городского округа, муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Златоуста, возложить обязанность утвердить схему земельного участка, организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных, разработать и принять программу (регламент) регулирования численности безнадзорных животных,

по исковому заявлению Железняк к администрации Златоустовского городского округа, муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в г. Златоусте включать при определении начальной максимальной цены контракта расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение,

у с т а н о в и л :

Железняк  обратились в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрации ЗГО), муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ ЗГО «УЖКХ»), в котором просит:

— возложить на администрацию ЗГО обязанность внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части территориальных зон, с учетом соответствующих видов разрешенного использования для строительства и размещения пункта временного содержания и приюта для бездомных животных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

— обязать администрацию ЗГО утвердить схемы земельного участка для строительства и размещения пункта временного содержания и приюта для бездомных животных, поставить земельный участок на кадастровый учет в соответствии с Земельным кодексом РФ;

— обязать администрацию ЗГО, МКУ ЗГО «УЖКХ» организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных;

— обязать администрацию ЗГО разработать и принять программу (регламент) регулирования численности безнадзорных животных, устанавливающих порядок их отлова, содержания и дальнейшего использования.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в 2017-2018 гг МКУ ЗГО «УЖКХ» заключало контракты на отлов безнадзорных животных, согласно которым исполнитель должен оказывать услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также по их лечению, стерилизации, умерщвлению, ветеринарной обработке, в том числе вакцинации и иммунизации, то есть комплекс мероприятий, связанных с отловом. Фактически условия муниципальных контрактов не выполнялись, исполнитель, с согласия заказчика, используя запрещенный препарат Адилин супер, совершал убийство животных, оставляя трупы на территории города, либо в лесном массиве. На территории Златоустовского городского округа отсутствует пункт временного содержания отловленных животных, или приют, которые необходимы для решения вопросов отлова безнадзорных животных. Поскольку указанная деятельность относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, она входит в круг полномочий органа местного самоуправления, однако меры для организации пункта временной передержки отловленных животных и их дальнейшего содержания не принимается. Правилами землепользования и застройки территории г. Златоуста такой вид использования земельного участка, как строительство и размещение приюта для животных, не предусмотрен (л.д. 4-6).

Определением суда  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее – ОМС КУИ «ЗГО») (л.д. 32).

Железняк также обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований, просит возложить на администрацию ЗГО и МКУ ЗГО «УЖКХ» обязанность при запросе котировок на отлов безнадзорных животных на территории г. Златоуста включать при определении начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ___ работниками ООО «КомРит» был убит ее домашний пес «Шарик-Дик» под видом оказания услуг по муниципальному контракту с МКУ ЗГО «УЖКХ». Во исполнение договоренности с руководителем ООО «КомРит», МКУ ЗГО «УЖКХ» при запросе котировок НМЦК обосновали в сумме <данные изъяты>, что не может обеспечить исполнение всего комплекса мероприятий по отлову животных, установленных приказом № 317 Минсельхоза Челябинской области. ___ администрация ЗГО на сайте госзакупок разместила информацию по закупке на отлов животных в количестве 108 штук за общую цену 199800 рублей, то есть по цене 1850 рублей за голову животного, что может обеспечить только убийство животных, поскольку только стерилизация одного животного в ветеринарных клиниках Златоуста стоит от <данные изъяты> до <данные изъяты>, сумма в размере 1 850 рублей не может обеспечить содержание отловленного животного в установленные законом сроки.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным искам объединены в одно производство (л.д. 125).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее – Минсельхоз Челябинской области ) (л.д. 146).

Истец Железняк С.П., представитель третьего лица Златоустовской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» Верниковская Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), заявленные исковые требования поддержали частично, на удовлетворении требований о возложении обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в г. Златоусте включать при определении начальной максимальной цены контракта расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение, не настаивали.

Представитель ответчика администрации ЗГО Иконникова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), против удовлетворения исковых требований возражала.

В письменных возражениях указала, что в Правилах землепользования и застройки г. Златоуста содержатся виды условно разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предназначенные для выгула и размещения гостиниц для животных, в связи с чем считают нецелесообразным внесение в них изменений. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, в связи с чем лицу, заинтересованному в размещении пункта временного содержания необходимо подготовить схему расположения земельного участка и обратиться в администрацию ЗГО с заявлением, произвести иные действия. Осуществлять передержку отловленных животных должно лицо, которое непосредственно осуществляет отлов. По этой причине нецелесообразно организовывать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных. Разработка и принятие программы регулирования численности безнадзорных животных находится вне компетенции муниципального образования. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, учреждением, осуществляющим организацию отлова безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа является МКУ ЗГО «УЖКХ», в связи с чем администрация ЗГО считает себя ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 40-43, 117-118).

Представитель ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» Сивков П.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Суду пояснил, что при создании пункта размещения животных на территории г. Златоуста на специализированные организации будет возложена дополнительная нагрузка, нарушены их права, поскольку именно они обязаны содержать отловленных животных, и они имеют свои пункты содержания животных. При определении НМЦК нарушений закона не допускается.

Представители третьих лиц ОМС «КУИ ЗГО», Минсельхоза Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 149, 169).

Представитель Минсельхоза Челябинской области Новикова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172), в письменном мнении ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения, путем финансирования данных мероприятий из собственного бюджета. В Законе Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете) Златоустовскому городскому округу на 2018-й год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> на организацию проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Проектом Закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2019-й год и плановый период 2020 и 2021 годов» Златоустовскому городскому округу предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 601 800 рублей. В целях эффективного исполнения муниципальными образованиями Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории Челябинской области действуют Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденные Приказом Минсельхоза Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ  (л.д. 170-171).

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении не явившихся участников процесса, ходатайство представителя Минсельхоза Челябинской области, отсутствие сведений об уважительности причин неявки представителя МУ «КУИ ЗГО», суд определил рассматривать дело в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось участниками процесса, ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО «КомРит» в ходе оказания услуги по муниципальному контракту с МКУ ЗГО «УЖКХ» была убита собака, принадлежавшая истцу (л.д. 59-75, 190-207).

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России 6 мая 2010 года № 54, Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных». 13. Бешенство», утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 года № 11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 года № 23.

Отлов безнадзорных животных на территории Челябинской области, в том числе Златоустовского городского округа, осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья, жизни людей и животных, а также регулирования численности безнадзорных животных на основании Законов Челябинской области от 28 марта 2013 года № 469-ЗО (ред. от 02.06.2015) «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», от 28 марта 2013 года № 478-ЗО (ред. от 05.04.2016) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

На территории Челябинской области также действуют Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27 апреля 2016 года № 317.

Системный анализ данного законодательства позволяет сделать вывод о том, что безнадзорные животные — это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей животные; при их задержании, в том числе, при отлове не допускается применение способов и технических приспособлений, влекущих увечье, травму безнадзорного животного, угрозу для их жизни или здоровья. Организации по отлову животных при этом обязаны своевременно информировать население в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, вести учёт отловленных безнадзорных животных и представлять заинтересованным лицам сведения об этих животных.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 22 декабря 2005 года № 85-ЗГО утверждены Правила содержания собак и кошек на территории Златоустовского городского округа, пунктом 3 раздела 1 которых предусмотрено, что собаки, находящиеся на улице и иных общественных местах без сопровождающих лиц, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержание и использование устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьями 230 — 232 Гражданского кодекса Российской Федерации (деле – ГК РФ) лицо, задержавшее безнадзорное домашнее животное, обязано возвратить его собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Лицо, задержавшее безнадзорное животное, и лицо, которому оно передано на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своём праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Как следует из положений Модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых государств «Об обращении с животными» (принят на двадцать девятом пленарном заседании постановлением от 31 октября 2007 года № 29-17), умерщвление животных допускается в случае необходимости прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, а также при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.

Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц. В числе удовлетворенных требований признана незаконной деятельность ООО «КомРит» по применению для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, по умерщвлению животных в месте их обнаружения, ООО «КомРит» и МКУ ЗГО «УЖКХ» запрещена деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, на МКУ ЗГО «УЖКХ» возложена обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства, законодательства о животном мире в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа (л.д. 137-141).

В судебном заседании также установлено, что мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных на территории Златоустовского городского округа не проводятся, пункт временного содержания безнадзорных животных, либо иной муниципальный объект содержания безнадзорных животных отсутствует, муниципальный контракт с какой-либо специализированной организацией на проведение указанных мероприятий не заключен.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 199 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54, указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).

Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе, пп. 49, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, из положений названных законов следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.

Законом Челябинской области от 28 марта 2013 года № 469-30 «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Законом Челябинской области от 28 марта 2013 года № 478-30 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, реализуемыми путем организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе, предусмотрен отлов безнадзорных животных, транспортировка безнадзорных животных, содержание и учет отловленных безнадзорных животных, лечение и ветеринарная обработка (в том числе вакцинация и иммунизация) безнадзорных животных от заразных болезней.

В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается.

Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 названного Закона, органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ между Минсельхозом Челябинской области и Златоустовским городским округом заключено соглашение о предоставлении субвенций местному бюджету на осуществление переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных (далее – Соглашение) (л.д. 173-174).

Цена настоящего соглашения определяется размером субвенции и установлена Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (п. 2.1.).

Перечисление субвенции в 2018 году осуществляется в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых является субвенция, по реквизитам главного администратора доходов, в течение 30 календарных дней с момента поступления заявки на финансирование (п. 2.2.).

В соответствии с пунктом 3 Соглашения, Министерство вправе принимать нормативные акты по вопросам, предусмотренным пунктами 1-3 и 7 части 1 статьи 2 Закона Челябинской области «Об организации на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидаций болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» и осуществлять контроль за их исполнением (статья 5 п. 1-1 Закона 478-ЗО) (п.п.3.1.1.).

Муниципальное образование вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения исполнения переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных (п.п. 3.2.1.).

Муниципальное образование обязано осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области за счет финансовых средств, представленных в виде субвенций из областного бюджета (п.п. 3.3.1.).

По сведениям, представленным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе», в 2017-м году количество укусов неизвестными животными населения Златоустовского городского округа составило 164 случая, за 9 месяцев 2018 года – 139 случаев (л.д. 164).

По сведениям заведующего травмпунктом <данные изъяты> в 2017-м году обратилось 169 человек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 93 человека, пострадавших от укусов безнадзорных животных (л.д. 165-166).

Согласно п.п. 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей» мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в т.ч., регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, вакцинации отловленных животных от бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичные предписания содержатся в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

Так, в силу п.п. 8.2, 8.4.2 названных Правил, организация профилактических мероприятий за эхинококкозами включает регулирование содержания бродячих собак, их дегельминтизацию путем отлова и содержания в специальных питомниках отловленных животных. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 10.6 данных Правил также предусмотрено регулирование численности бродячих собак в населенных пунктах в качестве мероприятия по профилактике аскаридоза, трихоцефалеза и токсокароза.

Согласно ветеринарным правилам в целях предупреждения профилактики бешенства человека и животных безнадзорные кошки и собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову (п. 4.8); покусавшие людей или животных собаки, кошки и другие животные (кроме явно больных бешенством) подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных собак и кошек в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней (п. 4.2); по окончании срока карантинирования клинически здоровые животные после предварительной вакцинации могут быть возвращены владельцам — при условии их изолированного содержания в течение 30 дней, животных, заболевших бешенством, умерщвляют (п. 4.5).

Следует также исходить из того, что гражданским законодательством предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными. В силу прямого указания ст. 230 Гражданского кодекса РФ задержавшее безнадзорных животных лицо или лицо, которым такие животные переданы на содержание и в пользование, обязаны принять меры к их надлежащему содержанию. Согласно п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Буквальное толкование всех приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя вопросы, касающиеся безнадзорных животных, предусмотрел не только их отлов, но в обязательном порядке и содержание их в специальных местах.

Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов», на 2018 год Златоустовскому городскому округу предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 297 000 рублей, проектом Закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» — 601 800 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ субвенции перечислены в размере <данные изъяты> (л.д. 167), неиспользованная сумма составила <данные изъяты>

Кроме того, в рамках бюджета Златоустовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг, предусмотрены расходы на исполнение переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в текущем финансовом году в сумме <данные изъяты> (л.д. 162).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Устава Златоустовского городского округа, администрация округа является исполнительно-распорядительным органом Городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных и в силу вышеназванных положений закона входит в круг полномочий органа местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию ЗГО обязанность по созданию пункта для временного содержания безнадзорных животных.

Основания для одновременного создания пункта временного содержания и приюта для безнадзорных животных отсутствуют, создание пункта временного содержания позволит в полном объеме реализовать полномочия по охране окружающей природной среды в части предупреждения и ликвидации болезней общих для человека и животных и не выходит за рамки переданных государственных полномочий.

Учитывая, что действующим законодательством и Соглашением обязанность осуществлять переданные государственные полномочия возложена на муниципальное образование Златоустовский городской округ, Положением о МКУ ЗГО «УЖКХ», исходя из целей и видов его деятельности, предусмотрены организация отлова безнадзорных животных, организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории Златоустовского городского округа (п.п. 7,25 пункта 12) с указанием на то, что Учреждение не вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную Положением (пункт 13), учитывая также, что Учреждение владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления (пункт 4), пункт временного содержания безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа отсутствует, надлежащим ответчиком по данному требованию является администрация ЗГО.

Как установлено в ходе производства по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГМКУ ЗГО «УЖКХ» неоднократно объявлялся аукцион, предметом которого являются услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также лечению, стерилизации (кастрации), умерщвлению, ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации) безнадзорных животных от заразных болезней, захоронение (утилизация) трупов безнадзорных животных на территории Златоустовского округа (л.д. 103, 175-185), аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Деятельность ООО «КомРит» (г. Сатка), с которым МКУ ЗГО «УЖКХ» ранее был заключен контракт на оказание услуг, признана судом незаконной.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что решение данного вопроса имеет большое социальное значение, на протяжении длительного времени ни одна организация, в том числе из находящихся на территории иных муниципальных образований, заявку на участие в конкурсе не направила, пункт временного содержания должен быть создан на территории Златоустовского городского округа.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, указанные работы должны быть произведены в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя ответчика Администрации ЗГО о предоставлении Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» муниципальных нежилых зданий значения для рассматриваемого спора не имеют.

Согласно Уставу Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь», основными целями деятельности организации являются, в том числе, защита животных от жестоких действий (бездействий) людей, помощь животным, оказавшимся в ситуации, подвергающей опасности их жизнь или здоровье, создание и управление работой приюта для безнадзорных животных, уменьшение численности безнадзорных животных (собак и кошек) гуманными и цивилизованными методами, и другое.

Согласно копии договора безвозмездного пользования, заключенного между ОМС «КУИ ЗГО» и Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь», последней передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество по адресу: <адрес>, в целях восстановления муниципальных объектов недвижимости, имеющих износ более 70%, требующих значительных затрат на капитальный ремонт и восстановление, для размещения пункта временной передержки безнадзорных животных (л.д. 187-189).

Какие-либо договорные отношения между третьим лицом и ответчиками по вопросу, связанному с выполнением переданных государственных полномочий, отсутствуют, сведения о пригодности переданных помещений для содержания животных в соответствии с требованиями пункта 5 Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, не представлены.

Из содержания договора безвозмездного пользования также следует, что переданные нежилые помещения имеют износ более 70% и переданы, в том числе, в целях их восстановления.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части территориальных зон, утвердить схему земельного участка для строительства и размещения пункта временного содержания безнадзорных животных, поставить земельный участок на кадастровый учет удовлетворению не подлежат, поскольку указанные вопросы урегулированы положениями Градостроительного и земельного кодекса, кроме того, удовлетворение указанных требований приведет к необоснованному ограничению права ответчика на выбор возможного способа исполнения решения суда.

Как указывалось в настоящем решении, на территории Челябинской области действуют Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденные приказом Минсельхоза Челябинской области от 27.04.2016 № 317 (ред. от 18.08.2016).

Доказательств, подтверждающих необходимость разработки администрацией ЗГО иных правил (программы, регламента), истцом не представлено, данные правила обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления Челябинской области (п. 2 приказа), в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований в указанной части отсутствуют.

Требование о возложении на ответчиков обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в г. Златоусте включать при определении НМКЦ расходы на содержание животных в течение 6-ти месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку и лечение, истцом в судебном заседании не поддержаны, однако отказ от них не заявлен.

Согласно извещениям о проведении запроса котировок с датами подачи заявок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объектом закупок являлись Услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также лечению, стерилизации (кастрации), умерщвлению, ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации) безнадзорных животных от заразных болезней, захоронение (утилизация) трупов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа (л.д. 175, 181), НМКЦ установлена в размере <данные изъяты> (4 106 рублей 57 копеек за одно животное) и <данные изъяты> (4 798 рублей 08 копеек за одно животное).

Представитель третьего лица в судебном заседании поясняла, что указанные в запросах котировок суммы достаточны для покрытия указанных в исковом заявлении расходов.

Обязательным условием для удовлетворения исковых требований является нарушение, либо угроза нарушения ответчиком прав истца.

Как установлено в судебном заседании, объект объявленных МКУ ЗГО «УЖКХ» закупок включает расходы, указанные Железняк в исковом заявлении, лицом, имеющим право принимать участие в конкурентных процедурах на право оказания данного вида услуг, истец не является, запросы котировок признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствие в действиях ответчиков по размещению извещений о проведении запроса котировок нарушения прав истца, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, с администрации ЗГО в пользу Железняк С.П. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 2).

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Железняк Светланы Петровны удовлетворить частично.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания безнадзорных животных.

В удовлетворении остальной части исковых требований Железняк Светланы Петровны отказать.

Взыскать с администрации Златоустовского городского округа в пользу Железняк Светланы Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал