gtag('config', 'UA-105996004-1'); . Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек * Юрист о домашних животных

Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек

«Административное право и процесс», 2020, N 12

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ КОШЕК
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.С. ВОЛЧЕЦКАЯ, В.Н. ХОРЬКОВ

Волчецкая Татьяна Станиславовна, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
Хорьков Виктор Николаевич, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Правовые вопросы содержания домашних кошек

Статья посвящена малоисследованным вопросам административно-правового регулирования содержания домашних кошек в России. Особое внимание обращено на пробелы в законодательном регулировании некоторых аспектов обращения с одним из наиболее распространенных видов домашних животных — кошками.

Ключевые слова: домашние кошки, административно-правовое регулирование, регистрация.

 

С глубокой древности вместе с людьми проживали домашние животные, то есть те, которых человек приручил, стал за ними ухаживать и предоставлять пропитание. Всех домашних животных можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся сельскохозяйственные животные, которых человек использует в быту либо как средство передвижения, либо как средство получения пищевых продуктов и различных материалов (коровы, лошади, козы, кролики, гуси, куры и др.). Ко второй же группе относятся животные, которых человек заводит для общения, удовольствия и проведения досуга, для борьбы с одиночеством и профилактики стрессовых ситуаций.
Анализ правовых актов показал, что на протяжении нескольких десятилетий в Российской Федерации к домашним животным второй группы преимущественно традиционно относились собаки и кошки. В частности, нормативно это закреплено в действующем Постановлении Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (с изм. на 29 октября 1992 г.)

Хотя фактически уже в семьях также проживают и многие другие виды домашних животных: хомяки, шиншиллы, рыбки, попугаи и т.д. Более того, в постсоветский период с повышением благосостояния населения перечень домашних животных значительно расширился за счет новых видов так называемых экзотических домашних животных. Это нашло свое отражение и в правовых актах.
Так, например, Закон Ленинградской области от 18 июня 2015 г. N 61-ОЗ «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области»  экзотических животных приравнял к домашним животным.

В связи с этим мы видим определенную проблему в том, что ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов РФ в настоящее время нет исчерпывающего перечня домашних животных. Принятый в 2018 г. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  регулирует административно-правовые отношения, связанные с домашними животными, но не конкретизирует их. Во исполнение Федерального закона было принято Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» . Таким образом, действует принцип: животных, которые не вошли в перечень, утвержденный Правительством РФ, разрешено содержать в качестве домашних животных. Однако, на наш взгляд, было бы лучше все же иметь не только перечень животных, запрещенных к содержанию, но и перечень разрешенных домашних животных.

Следует отметить, что в юридической науке крайне мало научных исследований, посвященных отдельным видам домашних животных, обладающих особой спецификой. К примеру, есть научные статьи, в которых объектом исследования является содержание собак и сделки с ними <5>. А вот что касается кошек, то научные исследования, посвященные данному виду домашних животных, практически отсутствуют, хотя практика свидетельствует о том, что имеется целый ряд специфических проблем, связанных именно с этим видом животных.
———————————
<5> См., напр.: Мохов А.А., Копылов Д.Э. Псовые как объекты гражданских прав // Юридический мир. 2006. N 12. С. 41 — 45.

Именно поэтому в рамках данной статьи будут исследованы актуальные вопросы правового регулирования содержания домашних кошек, выявлены пробелы в административно-правовом регулировании обращения с кошками.
По мнению большинства экспертов, в России кошки являются самым распространенным видом домашних животных. В справочной литературе можно встретить определения понятия «домашняя кошка». Кошка домашняя — самый мелкий представитель хищных млекопитающих семейства кошачьих и одно из первых животных, одомашненных человеком <6>.
———————————
<6> Энциклопедия «Кругосвет». Универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/biologiya/koshka-domashnyaya.

С точки зрения гражданского законодательства кошки, как и другие домашние животные, относятся к имуществу. Согласно ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Гражданский кодекс РФ не предусматривает каких-то особых правил приобретения домашних животных, в том числе кошек. Это означает, что применительно к кошкам действуют общие правила приобретения имущества. К способам приобретения домашних животных (кошек) согласно ГК РФ можно отнести следующие: купля-продажа, дарение, мена и др. (ст. 218 ГК РФ).
Мы установили, что иногда способы приобретения домашних животных (кошек) указываются в муниципальных правовых актах, а это, по сути, противоречит действующему гражданскому законодательству. Так, к примеру, в ст. 17.3.1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов Багратионовского городского округа от 18 мая 2017 г., указано следующее: «Владельцы животных имеют право приобретать и отчуждать животных (путем купли-продажи, дарения, мены, аренды и др.)» <7>. В данном случае орган местного самоуправления вышел за пределы своей компетенции, так как способы приобретения животных, в том числе кошек, регулируются исключительно Гражданским кодексом РФ. Кроме того, в приведенной норме в качестве одного из способов приобретения животных ошибочно указана аренда, однако она не является основанием возникновения права собственности арендатора на животное.
———————————
<7> Решение окружного Совета депутатов Багратионовского городского округа от 18 мая 2017 г. N 46 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Багратионовский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

В законе лишь одного из субъектов РФ — Законе Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев» <8> — указаны потенциально опасные породы кошек. В частности, в ст. 1 (п. «к») указанного Закона под потенциально опасными породами кошек понимаются породы кошек, обладающие агрессией по отношению к человеку (сиамские, хауси). На наш взгляд, данное определение нуждается в уточнении. К потенциально опасным следует отнести те породы кошек, которые в потенциально опасных для них ситуациях могут проявить агрессию по отношению к человеку или другим животным. В Законе Республики Саха (Якутия) указаны только два вида агрессивных кошек, но в действительности их значительно больше. Так, к агрессивным кошкам, в частности, относятся меконгский бобтейл, сфинкс, абиссинские и бенгальские кошки, мейн-кун, камышовая кошка, манул <9>.
———————————
<8> Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. N 45-3 N 425-II «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев» // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Самые опасные породы кошек. URL: https://zen.yandex.ru/media/ogivotnich/samye-opasnye-koshki-planety-nazvaniia-i-foto-5a068ff4482677650a7a102d.

Вакуум в административно-правовом регулировании приобретения и содержания агрессивных кошек может быть восполнен в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для начала было бы неплохо ввести в Федеральный закон понятие потенциально опасных кошек по аналогии с потенциально опасными собаками. А также закрепить за владельцами таких кошек обязанность содержать их преимущественно дома.
Еще одна проблема связана с тем, что признание кошек, как и других домашних животных, имуществом, хотя и одушевленным, согласно ГК РФ иногда на практике имеет негативные последствия. Так, недавно во время перевозки воздушным транспортом погибли две кошки (а третья получила обморожение), принадлежавшие гражданину Чумаченко. Указанные кошки перевозились в качестве багажа, то есть имущества <10>. Такой подход обусловлен действием Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» <11>, где предусмотрено, что в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки. Аналогичная норма содержится в положениях о перевозке домашних животных различных авиакомпаний, например Аэрофлота. Но из этого правила есть одно исключение. Комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. Естественно, что перевозчик не заинтересован в том, чтобы комнатные животные перевозились в салоне воздушного судна, для него это дополнительные проблемы. Поэтому фактически по правилам многих авиакомпаний комнатные животные, включая кошек, перевозятся в качестве багажа. Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов справедливо считает, что небольшим животным не место в багаже. Их нужно разрешить везти в салоне в переноске, сделав более гибкими требования по ее размеру и весу. В силу этого заслуживает несомненной поддержки предложение В. Бурматова изменить правила перевозки домашних животных в авиакомпаниях <12>.
———————————
<10> См.: Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.
<11> Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // СПС «КонсультантПлюс».
<12> Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.

Актуальной проблемой сегодня является регистрация домашних животных, в том числе кошек. В действующем Постановлении Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» была закреплена регистрация собак, но регистрация кошек отсутствовала. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вообще не регулирует регистрацию животных. Это является шагом назад по сравнению с проектом закона, в ст. 13 которого подробно была регламентирована регистрация животных <13>.
———————————
<13> См. подробнее: Хорьков В.Н., Курилех Ю.С. Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки // Современное право. 2019. N 9. С. 71.

Регистрация кошек и других домашних животных регулируется некоторыми законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Но здесь можно встретить разные подходы. Так, например, Законом Калужской области от 26 мая 2014 г. «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области» <14>, решением Думы городского округа города Волгореченска Костромской области от 23 апреля 2009 г. «О Правилах содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» <15> предусмотрена обязательная регистрация кошек и других домашних животных, а, к примеру, Законом Ярославской области от 8 апреля 2015 г. «О содержании собак и кошек в Ярославской области» <16> закреплена необязательная регистрация домашних животных только по желанию их владельцев.
———————————
<14> Закон Калужской области от 26 мая 2014 г. N 579-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере ответственного обращения с домашними животными в Калужской области» // СПС «КонсультантПлюс».
<15> Решение Думы городского округа города Волгореченска Костромской области от 23 апреля 2009 г. N 54 «О Правилах содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» // СПС «КонсультантПлюс».
<16> Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 г. N 11-З «О содержании собак и кошек в Ярославской области» // СПС «КонсультантПлюс».

Регистрация кошек и других домашних животных имеет важное значение и представляется необходимой. Регистрация позволяет вести учет домашних животных, осуществлять целенаправленно ветеринарный и санитарный надзор, регулировать численность домашних животных у одного владельца. Кроме того, регистрация кошек будет способствовать защите прав этих животных. В свое время, в 2010 г., известные российские деятели культуры (В. Гафт, И. Чурикова, С. Юрский, А. Макаревич и др.) даже подписали петицию, обращенную к властям о введении должности уполномоченного по правам животных. Затем, уже в 2016 г., более 500 000 граждан подписали онлайн-петицию, на основании которой в Госдуму был внесен законопроект об учреждении должности такого уполномоченного <17>.
———————————
<17> Открытое письмо от деятелей культуры мэру Собянину // URL: http://bigforumpro.org/protectors/index.php?topic=380.0; В России может появиться уполномоченный по правам животных // URL: https://actuallno.com/blog/43215443503/V-Rossii-mozhet-poyavitsya-upolnomochennyiy-po-pravam-zhivotnyim?nr=1.

В целях обеспечения единообразия в административно-правовом регулировании регистрация домашних животных, в том числе кошек, должна быть закреплена в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <18>.
———————————
<18> См. подробнее: Хорьков В.Н., Курилех Ю.С. Указ. соч. С. 71.

Федеральный закон в ст. 13 установил требования к содержанию домашних животных, которые применимы и к кошкам. Одним из таких требований является то, что при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Обращает внимание, что в приведенном требовании к содержанию домашних животных фактически объединены два самостоятельных требования: а) соблюдение владельцами домашних животных, в том числе кошек, общих требований к содержанию домашних животных; б) соблюдение владельцами прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Общие требования к содержанию животных, которые в полной мере распространяются на владельцев домашних кошек, установлены статьей 9 Федерального закона. К общим требованиям законодатель отнес следующие: обеспечение надлежащего ухода за животными и обеспечение своевременного оказания им ветеринарной помощи и осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заметим, что требование о соблюдении владельцами прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные, в Федеральном законе представлено весьма лаконично. Это требование проявляется согласно Закону только при выгуле домашних животных. В Федеральном законе выгул домашних животных понимается широко. Это означает, что выгуливать можно не только собак, но и кошек, а также других домашних животных. Кстати, термин «выгул» применительно к кошкам, используемым в культурно-зрелищных целях, указан в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» <19>.
———————————
<19> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. N 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. Кроме того, при выгуле должна быть исключена возможность свободного неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Полагаем, что выгуливать потенциально опасных кошек следует разрешать только с использованием специальных шлеек, то есть на поводке. На защиту прав и интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные (кошки), направлено и требование к владельцам обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.
Актуальным сегодня является вопрос о защите прав и интересов лиц, проживающих в коммунальных квартирах, в помещениях которых содержатся домашние животные, в том числе кошки. Однако Федеральный закон не содержит норм, направленных на защиту прав и интересов лиц, проживающих в коммунальных квартирах, в которых содержатся домашние животные, в том числе кошки. Этот пробел пытаются восполнить органы местного самоуправления в своих муниципальных правовых актах. При этом единый подход к этой проблеме отсутствует. Так, в Правилах благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. <20> (Калининградская область), предусмотрено, что содержание животных в коммунальных квартирах осуществляется владельцами животных при условии получения письменного согласия соседей, проживающих в коммунальной квартире. Предварительное письменное согласие соседей не требуется для содержания хорьков, мелких грызунов, ежей, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков.
———————————
<20> Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. N 54 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

Несколько иной подход представлен в Правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Балтийский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» от 2 апреля 2019 г. <21>, которые содержат следующую норму: «Содержание животных в коммунальных квартирах осуществляется владельцем животного при наличии:
— предварительного письменного согласия на содержание животных в коммунальной квартире со стороны иных нанимателей жилых помещений коммунальной квартиры (за исключением рыб и мелких декоративных животных);
— соблюдения санитарной нормы жилой площади на каждое животное».
———————————
<21> Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» от 2 апреля 2019 г. N 28 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Балтийский городской округ» // СПС «КонсультантПлюс».

При этом санитарная норма жилой площади на одно животное не установлена. Анализируя приведенные нормы, следует отметить, что даже порядок оформления предварительного письменного согласия на содержание в коммунальной квартире домашних животных не во всем совпадает. В первом случае необходимо письменное согласие соседей по коммунальной квартире, а во втором — письменное согласие иных нанимателей в коммунальной квартире. Более точным представляется использование терминологии «иные наниматели». Что же касается термина «соседи», то его содержание не очень понятно: относятся ли к соседям не только иные наниматели, но и члены их семей, не являющиеся нанимателями.
Представляется, что в целях единства административно-правового регулирования целесообразно содержание домашних животных, в том числе кошек, в коммунальных квартирах закрепить в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Спорным представляется требование к содержанию домашних животных (кошек) о количестве животных, которое вправе иметь один владелец. Часть 3 ст. 13 Федерального закона содержит далеко не однозначное правило: «Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». Приведенная норма сформулирована таким образом, что ее применение весьма проблематично. Во-первых, сам владелец не вправе определять количество домашних животных (кошек), так как это требует определенных знаний в области ветеринарии, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Во-вторых, не понятно, какой орган должен с учетом указанных условий определять предельное количество, например, домашних кошек, которое вправе иметь один владелец.
Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
———————————
<22> Решение Думы городского округа Тольятти от 4 июля 2018 г. N 1789 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Тольятти» // СПС «КонсультантПлюс».
<23> Решение Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. N 54 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» // СПС «КонсультантПлюс».

Своеобразно вопрос о предельном количестве домашних животных решен в Правилах благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16 июля 2018 г. Пункт 17.3.3.1 Правил содержит следующую норму: «Владельцам, содержащим животных, запрещается содержать более двух взрослых особей животных в квартире многоквартирного дома, за исключением домашних хорьков, мелких грызунов (белок, декоративных крыс, морских свинок, декоративных мышей, хомяков, песчанок, шиншилл, бурундуков, декоративных кроликов), ежей, птиц, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков». Приведенная норма не свободна от недостатков. Во-первых, две взрослые особи, которые разрешено содержать одному владельцу, не конкретизированы. Поэтому возможны различные варианты: две взрослые кошки, или две взрослые собаки, или одна кошка и одна собака. Во-вторых, среди домашних животных, предельное количество которых не ограничено, названы птицы. Здесь необходимы коррективы, так как Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» <24> указаны восемь видов птиц, которые запрещены к содержанию и использованию.
———————————
<24> Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

Актуальный вопрос сегодня — надо ли вообще устанавливать предельное количество домашних животных, которое может находиться у одного владельца. Федеральный закон включил абстрактную норму о предельном количестве домашних животных, которая не может применяться. Кроме того, эта норма может нарушать права заводчиков кошек, у которых котята могут проживать с матерью до трех или даже до шести месяцев.
Органы местного самоуправления пытаются установить допустимое количество домашних животных, например кошек, у одного владельца, но по-разному осуществляют правовое регулирование.
На наш взгляд, установление предельного количества домашних животных, в том числе кошек, вряд ли целесообразно. В действующих муниципальных правовых актах не прописан механизм контроля за предельным количеством домашних животных, находящихся у одного владельца. Непонятно, кто должен осуществлять такой контроль, каковы могли бы быть последствия для владельцев, которые содержат домашних животных, например кошек, в большем количестве, чем это указано в муниципальных актах.
Административно-правовое регулирование статуса владельцев кошек, как и других домашних животных, весьма далеко от совершенства. Так, действующий Федеральный закон не предложил применительно к кошкам четкого разделения прав и обязанностей их владельцев. Права владельцев, важнейшая часть их административно-правового статуса, в Федеральном законе урегулированы поверхностно. Законодателем установлено только одно-единственное право владельцев — это право на отказ от права собственности на животное. Представляется, что в Федеральном законе следовало бы закрепить новые права как владельцев кошек, так и владельцев других домашних животных. К таким правам можно было бы отнести следующие: право на кастрацию, право на бесплатную вакцинацию кошек от бешенства в учреждениях Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, право вступать в общества и клубы любителей кошек.
Обязанности владельцев домашних кошек и других домашних животных в Федеральном законе также регулируются не лучшим образом. В Федеральном законе непосредственно закреплена только одна обязанность владельцев, которая соответствует праву на отказ от права собственности на животное. Владелец обязан передать животное (кошку) новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Что же касается других обязанностей владельцев, то они четко в Федеральном законе не сформулированы, а вытекают из требований, которые предъявляются к владельцам <25>.
———————————
<25> См. подробнее: Хорьков В.Н., Аллес М.В. Спорные вопросы административно-правового регулирования содержания животных в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 77 — 78.

Таким образом, административно-правовая регламентация содержания домашних животных в целом и кошек в частности нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Литература

1. Мохов А.А. Псовые как объекты гражданских прав / А.А. Мохов, Д.Э. Копылов // Юридический мир. 2006. N 12. С. 41 — 45.
2. Савицкая В. Первым делом — самолеты, ну а котики — потом / В. Савицкая // Собеседник. 2020. 5 — 11 февраля.
3. Хорьков В.Н. Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки / В.Н. Хорьков, Ю.С. Курилех // Современное право. 2019. N 9. С. 68 — 73.
4. Хорьков В.Н. Спорные вопросы административно-правового регулирования содержания животных в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / В.Н. Хорьков, М.В. Аллес // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 77 — 78.

Интересная информация? Поделись с друзьями!

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress and ThemeMag

Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал