.

Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах

По материалам Р.А.Внебрачных. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 1

С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные – для виртуального взаимодействия индивидов.

Начиная с 90-х гг. прошлого столетия можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников, независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности. 

Многие из них допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» – условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.

Форум, или веб-форум, как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».

Виртуальный чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения.

Интернет-пейджинг – способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.

Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Эта особенность, как и собственно само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального альтер эго, которое конструируется исключительно автором. Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.

Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет- сообществ активно этим пользуются.

Потребности индивидов – участников интернет-пространств – бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип сихологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира – вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.

Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер – тролль.

Хотя анонимность автора присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.

Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов – объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегеме рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.

Эта же схема в миниатюре используется на уровне межличностного повседневного взаимодействия. Чаще всего – компенсаторно по отношению к неполноте самореализации в реальных практиках взаимодействия. Обретая вдохновляющую смелость анонима, представители многих молодежных групп либо статусно более низких, выбирают ненормативные формы коммуникаций, размещая провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это перерастает в привычку и даже в стиль общения в Сети. Пока не существует серьёзных исследований вопроса о том, может ли такой стиль общения перейти в реальную жизнь и в живое общение с людьми.
С начала XXI в. интернет-тролли стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Первое упоминание в академической литературе принадлежит Дж. Донат, которая в 1999 г. использовала несколько курьёзных примеров в выступлениях на различных конференциях. В своих публикациях она приводит краткий обзор игр с фальсификацией личности, спекулирующих на путанице между физическим и виртуальным обществами: «троллинг – игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не сознающих участия в этой игре. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяющий общие интересы и проблемы группы. Другие участники конференции, если они осведомлены о троллинге и подобных ему фальсификациях личности, одновременно пытаются и распознать тролль-публикации среди настоящих постов и, по определении таковых заставить злоумышленника покинуть группу. Их успех в первом зависит от того, насколько они – и тролль – умеют распознавать намёки, определяющие личность. Успех в последнем зависит от того, насколько удовольствие тролля от его занятия снижено – и перевешено ценой усилий на продолжение троллизма, под влиянием группы.

Тролли могут дорого обходиться в нескольких отношениях. Тролль способен сорвать обсуждение, распространить плохой совет и повредить чувству взаимного доверия в сообществе. Более того, в группе, ставшей чувствительной к троллингу, – в случаях высокого уровня фальсификаций в её
пространстве – множество наивных вопросов могут быть незамедлительно отвергнуты, как троллизмы. Это может совершенно сбить с толку нового участника, едва отважившегося написать первый пост и сразу же получающего поток гневных обвинений. Даже если обвинения необоснованны, они вредят онлайн-репутации участника, отмеченного как тролль».

Здесь очевидна параллель с явлением уже упоминавшегося энергетического вампиризма. Как форма коммуникации цель троллинга – организовать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных интернет-коммуникативных пространств. Цель этих стимулов очевидна – получение автором троллинга некоторой формы удовлетворения потребностей самореализации и признания: тролль становится центральным звеном, вызвавшим спор либо другой социальный конфликт.

Однако троллинг как форма коммуникативного общения интересна также тем, что постепенно в интернет-пространстве начали формироваться сообщества самих индивидов – авторов троллинга. Основная тематическая направленность таких сообществ – обсуждение новых форм стимулов для развития более скрытых и интенсивных споров между участниками виртуально социальных сообществ. Это также говорит о том, что формируется определенная виртуальная субкультура троллинга, цель которой – нарушение занормированного общения участников виртуальных пространств. Соответственно и само явление троллинга может и должно стать объектом не только психологического изучения, но и социологического исследования. В этом случае предметом социологического анализа оказываются не межличностные коммуникации, а виртуальное социальное взаимодействие участников виртуальных сообществ, включая и не имеющих мотивационного отношения к инициируемому троллингу.

Ретроспективный обзор литературы свидетельствует о том, что этому феномену посвящено уже достаточное количество статей и публикаций, рассматривающих троллинг как негативное явление, препятствующее установлению и воспроизводству этических норм сетевого взаимодействия и конструктивной работе групп. В таком ракурсе, несомненно, удобнее всего рассматривать троллинг как форму социальной агрессии. Эту точку зрения разделяет И.П. Шкляев, предлагая следующее социологическое определение агрессии: «Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к  другому индивиду или группе. Выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально».

Таким образом, можно определить, что троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики. Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества. И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.

Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. Превращая со временем аудиторию форума в читателей сообщений данного тролля или группы троллей, а также заставляя их в какой-то момент полностью потерять тематический интерес к форуму, на котором доминирует тролль, чтобы однажды, после внезапного исчезновения такого тролля или прекращения его деятельности, активность на форуме резко снизилась за счет вытеснения или удаления с него до этого троллем иных активных подписчиков, а также общего упадка и обнищания целевой аудитории сете-
вого ресурса. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсу-
ждения негативной атмосферы.

Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и он-лайн-интриг с женщинами интернет-группы. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания. В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.

Тролли-советчики – это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.

Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга – дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля – получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий – это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.

Благодарим за перепост

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Rambler's Top100 Питомец - Топ 1000 Счетчик PR-CY.Rank Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал